Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ИП по доверенности;
- представителя министерства образования Кировской области по доверенности;
в присутствии:
- представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" по доверенности;
рассмотрев жалобу ИП,
У С Т А Н О В И Л А:
31.05.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ИП (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Министерство образования Кировской области, уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на поставку учебных инструментов в рамках реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем (извещение N 0340200003324006441).
Заявитель сообщает, что Заказчиком на этапе заключения контракта неправомерно применены условия допуска в соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н), что повлекло за собой направление проекта государственного контракта на подписание победителю аукциона с ценой контракта сниженной на 20 процентов от предложенной победителем, поскольку роутеры с техническими характеристиками, указанными в описании объекта закупки, российского производства на данный момент не существуют.
Рассмотрение жалобы назначено на 06.06.2024 г., отложено на 07.06.2024 г. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Уполномоченное учреждение направило письменные пояснения, указало, что при оценке заявок комиссией по осуществлению закупок установлено отсутствие номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии), следовательно, отсутствуют основания отклонения заявок в соответствии с Постановления N 617, все заявки допущены, определен победитель по ценовому предложению, дальнейшая стадия закупочной процедуры (направление контракта, установление преференций, подписание) происходит без участия Уполномоченного учреждения. Считает жалобу необоснованной.
Заказчик направил письменные пояснения, указал, что закупка оборудования осуществляется в рамках национального проекта "Беспилотные авиационные системы". В соответствии с п. 64 приложения N 2 к Приказу N 126н товаром, в отношении которого устанавливается преимущество в отношении цены контракта в размере 20 процентов, являются приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей (код ОКПД 32.99.53). В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика на участие в аукционе было подано 3 заявки, все они были признаны соответствующими требованиям закупки. Участник с порядковым номером 3 указал страну происхождения товара - Россия, победитель планирует поставлять товар производства Китай и Россия. Таким образом, при направлении и формировании проекта контракта для подписания победителю Заказчиком должны были быть установлены преимущества в соответствии с положениями Приказа N 126н. Считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, Уполномоченного учреждения, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
14.05.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324006441 о проведении электронного аукциона на поставку учебных инструментов в рамках реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 938 610,60 руб.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В извещении установлено ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в соответствии с Постановлением N 617, указано на применение условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, на основании положений приказа Минфина России N 126н, установлено преимущество участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 20 %.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617) установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В пункте 7 Постановления N 617 указано, что подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В пункте 9 Постановления N 617 установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
Изучив заявки, представленные Уполномоченным учреждением в материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России установила, что номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии) отсутствуют.
В соответствии с пп. "а" п. 1.3 приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно п. 2 приказа N 126н положения пп. 1.1-.1.3 п. 1 приказа N 126н не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложении и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
В силу п. 1.6 приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В силу пп. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, прикотором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Изучив заявки, представленные Уполномоченным учреждением в материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России установила, что в заявках участниками закупки указаны (продекларированы) следующие наименования страны происхождения товара: заявка N 116601170 - КНР, РФ, N 116567910 - КНР, N 116600942 - РФ.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2024 NИЭА1 участник закупки N 116601170 признан победителем электронного аукциона, ценовое предложение которого составило 24 990 000,00 руб.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что страной происхождения предлагаемых к поставке товаров не может являться Российская Федерация, ввиду чего, условия, для применения приказа N 126н не могли быть соблюдены, представил заключение эксперта Союза "Торгово-промышленной палаты Ростовской области" N 0489900456 от 30.05.2024 г., согласно которому предложение к поставке товаров произведенных в Российской Федерации, соответствующих установленным в описании объекта закупки требованиям, невозможно.
Однако Заказчик, Уполномоченное учреждение в рамках исполнения своих обязанностей при обычной осмотрительности и внимательности оценивают представленные в составе заявки документы на соответствие требованиям законодательства РФ, извещение не содержит требования о предоставлении документов в составе заявки о подтверждении страны происхождения товара либо иной документ на предлагаемый товар, требуется лишь указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения поставляемого товара, в связи с чем нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Довод Заявителя не обоснован.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в конечном итоге условия, предусмотренные приказом N 126н не соблюдены, поскольку, ни одним из участников в действительности не могли быть предложены к поставке товары, соответствующие установленным в описании объекта закупки требованиям, страной происхождения которых является только РФ.
При таких обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ИП на действия Заказчика - министерство образования Кировской области, Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на поставку учебных инструментов в рамках реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем (извещение N 0340200003324006441).
2. Выдать обязательное для исполнения предписание.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 7 июня 2024 г. N 043/06/106-502/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024