Резолютивная часть решения оглашена 11.06.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 13.06.2024.
На основании статьи 99, статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N1078), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России, Комиссия) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, рассматривается обращение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области "Специальная школа-интернат г.Задонска" (далее также- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.03.2024 N2-ЭА-24 на поставку одежды (реестровый номер контракта 2481600656524000003 ), заключенного с ООО "Центр регионального развития" (далее также - общество, поставщик) по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346200012124000002 , а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта. Указанное обращение размещено заказчиком в единой информационной системе (далее -ЕИС) 04.06.2024.
На основании пункта 13 Правил N1078, приказа Липецкого УФАС России, Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Заседание Комиссии по рассмотрению обращения и проведению проверки назначено на 10.06.2024.
В указанную дату в заседании Комиссии, посредством видеоконференцсвязи, приняли участие представители:
-государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области "Специальная школа-интернат г. Задонска": Н.И. Левченко (директор), Ю.Н. Еремина (по доверенности), -ООО "Центр регионального развития": В.Ю. Селезнев (по доверенности). Представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что в срок, предусмотренный контрактом, поставщик не осуществил поставку требуемого заказчику товара. В связи с чем, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Представитель общества пояснил, что поскольку уведомление антимонопольного органа о рассмотрении настоящего обращения, поступившее на адрес электронной почты общества, оказалось в папке "Спам" и было обнаружено только 09.06.2024 в 23.00, подготовить объяснение и представить необходимые доказательства об отсутствии у общества умысла уклоняться от исполнения условий контракта, не представилось возможным. В связи с чем, заявил ходатайство о переносе даты заседания Комиссии. В связи с ходатайством представителя общества о переносе даты заседания, с целью предоставления последним необходимых документов и пояснений, Комиссией объявлен перерыв до 11.06.2024.
После объявленного перерыва в заседании Комиссии принял участие представитель государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области "Специальная школа-интернат г.Задонска": Н.И. Левченко (директор). Общество не обеспечило явку своих представителей, документы и пояснения по факту неосуществления поставки товара, требуемого заказчику в рамках заключенного с ним контракта, не представило.
В ходе анализа представленных заказчиком документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 18.03.2024 между заказчиком и поставщиком заключен контракт N2-ЭА-24 на поставку одежды (реестровый номер контракта 2481600656524000003) (далее - контракт; договор).
Согласно п.1.1 контракта, поставщик обязуется поставить одежду (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Пунктом 1.2. контракта предусмотрено, что наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно п.3.1 контракта, поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 399200, Липецкая область, г. Задонск, ул. Крупской, д.13, в срок с даты заключения Контракта по 01.04.2024 г., одной партией. Поставщик не менее чем за 3 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки. При этом, в соответствии с п.4.1.1. контракта поставщик обязался поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией. А в соответствии с п.4.3.1. контракта заказчик обязался обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом.
Таким образом, срок поставки товара составлял 14 дней. Как следует из представленных заказчиком в материалы проверки документов, требуемый заказчику товар, в установленный п.3.1 контракта срок поставщиком поставлен не был. Тем самым, поставщиком был нарушен срок поставки товара. 02.04.2024 заказчиком в адрес общества была направлена претензия о неисполнении последним обязательств по контракту по состоянию на настоящую дату.
Также, заказчик просил предоставить письменный ответ на данную претензию в установленный п.9.3 контракта срок. 16.04.2024 обществом в адрес заказчика было направлено письмо, из содержания которого следует, что поставщик приступил к отгрузке и просит извинения за задержку в исполнении, которая связана с некачественной поставкой продукции от других поставщиков. Однако, как следует из представленных заказчиком в материалы проверки документов, требуемый заказчику товар по состоянию на 26.04.2024 поставщиком поставлен не был. Доказательств обратного обществом в материалы проверки не представлено. В связи с чем, 26.04.2024 заказчиком в адрес общества была направлена претензия о неисполнении последним обязательств по контракту по состоянию на настоящую дату.
Также, заказчик просил предоставить письменный ответ на данную претензию и указать конкретную дату поставки товара, поскольку пунктом 3.1 контракта именно на поставщика возложена обязанность не менее чем за 3 дня до осуществления поставки товара направить в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки. Однако, как установлено, по состоянию на 22.05.2024 товар поставщиком поставлен не был. 22.05.2024 заказчиком в ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Контракт расторгнут 04.06.2024.
В соответствии со ст.506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Частью 1 ст.432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Существенным условием рассматриваемого контракта является срок поставки товара. Как было вышеизложено, п.3.1 контракта установлен следующий срок и условия поставки товара: с даты заключения Контракта по 01.04.2024 г., одной партией.
Таким образом, в данном пункте контракта стороны предусмотрели не просто конкретный срок поставки товара, а именно конкретный период его поставки: с даты заключения контракта (т.е. с 18.03.2024) по 01.04.2024.
Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что срок поставки товара является существенным условием контракта для заказчика, в связи с чем нарушение срока поставки является существенным нарушением контракта со стороны поставщика. Кроме того, указанный вывод о том, что срок поставки товара является существенным условием контракта для заказчика, также следует из положений п.4.1.1. контракта, в котором заказчик
установил
следующую обязанность для поставщика: поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией. При этом, согласно ч.1 ст.314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. Как следует из материалов проверки, в установленный заказчиком в п.3.1 контракта срок поставки товара, требуемый заказчику товар обществом поставлен не был. Доказательств обратного в материалы проверки обществом не представлено.
Таким образом, поставщиком было нарушено существенное условие рассматриваемого контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, п.10.2 контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном положениями частей статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Статьей 3 Закона о контрактной системе установлено, что контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона. Следовательно, к отношениям, связанным с исполнением договора поставки, применяются специальные положения статьи 523 ГК РФ.
Так, пунктом 1 ст.523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу ч. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России из пояснений представителей заказчика, при заключении контракта заказчик рассчитывал на надлежащее его исполнение со стороны поставщика и поставку требуемого товара к дате, установленной п.3.1 контракта. Однако, нарушение существенных условий контракта со стороны общества, а именно: не поставка в установленный п.3.1 контракта срок требуемого заказчику товара, привело к тому, что заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта. По правилам статьи 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч.3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Заключив контракт, поставщик принял на себя обязательства по поставке одежды в срок, предусмотренный контрактом (пп.3.1, 4.1.1 контракта). Неисполнение поставщиком обязательств по поставке требуемого заказчику товара в установленный контрактом срок, свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на него обязанностей по контракту.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Факт недобросовестного поведения поставщика выражается в неоднократном нарушении срока поставки требуемого заказчику товара. При этом, Комиссия Липецкого УФАС России также считает необходимым отметить, что рассматриваемый контракт заключен сторонами по цене 415 340,83 руб., при том, что начальная (максимальная) цена контракта при проведении электронного аукциона с реестровым номером 0346200012124000002 составляла 1 277 971,93 руб.
Таким образом, обществом, в ходе участия в электронном аукционе, была предложена цена контракта, которая на 32% ниже начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.15 Правил N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссия Липецкого УФАС России, проведя анализ представленных в материалы проверки документов, установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено. На заседании Комиссии установлено, что в действиях поставщика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства по контракту. Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта. С учетом изложенного, на основании п.13 Правил N1078 имеются основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами N1078,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года, сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "Центр регионального развития": ИНН 9724174664; номер реестровой записи в Едином реестре участников закупок: 24009020; директор (учредитель): Титаренко Алексей Александрович (ИНН 770174514329), в связи с односторонним отказом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области "Специальная школа- интернат г.Задонска" от исполнения контракта от 18.03.2024 N2-ЭА-24 на поставку одежды (реестровый номер контракта 2481600656524000003 ; ИКЗ 242481600656548080100100220010000244).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: И.В. Поткина
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова С.С. Кажушко
2024-4926
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 июня 2024 г. N РНП-48-72с/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024