Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Буньковой Д.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением города Омска "Муниципальный приют для животных" (далее - БУ г. Омска "Муниципальный приют для животных", заказчик) обращение об индивидуальном предпринимателе Кострицыне Иване Николаевиче (далее - ИП Кострицын И.Н., предприниматель, участник закупки, победитель) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с уклонением ИП Кострицына И.Н. от заключения контракта по результатам осуществления закупки путем запроса котировок в электронной форме "Поставка сухого корма для собак (Реестровый номер 51.0659.24)" (извещение N 0152300011924000667), размещенной уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы Администрации города Омска,
в присутствии участника закупки Кострицына Ивана Николаевича,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - Кийченко Анастасии Николаевны (доверенность от 03.04.2024 N 1),
заказчика - Нефедовой Юлии Андреевны, и.о. директора
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 06.06.2024 было направлено обращение о включении информации об участнике закупки в Реестр (зарегистрировано 06.06.2024 вх. N 5164-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 23.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме с максимальным значением цены контракта 600 000 руб. и начальной суммой цен единиц товара 103,69 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.06.2024 подано 4 заявки на участие в закупке, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения, лучшее предложение о сумме цен единиц товара (72 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 116667917 (ИП Кострицын И.Н.).
Информация о процедуре заключения контракта заказчика с победителем, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
06.06.2024 11:16 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 06.06.2024 |
06.06.2024 11:16 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01523000119240006670001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
06.06.2024 11:16 (МСК+3) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 06.06.2024 |
06.06.2024 11:16 (МСК+3) |
Создан проект документа "Информация об отмене процедуры заключения контракта" |
06.06.2024 03:01 (МСК+3) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 04.06.2024 |
04.06.2024 13:32 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" N 1 от 04.06.2024 |
04.06.2024 13:31 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01523000119240006670001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
04.06.2024 13:31 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" N 1 от 04.06.2024 |
04.06.2024 13:31 (МСК+3) |
Прикреплен документ "Проект контракта в структурированном виде" вер. 1 рев. 1 |
04.06.2024 13:10 (МСК+3) |
Создан проект документа "Проект контракта" N 1 |
06.06.2024 предприниматель был признан уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день на официальном сайте ЕИС и электронной площадке заказчиком был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ20_1.
Основанием признания победителя уклонившимся от заключения контракта является невыполнение требований части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе - "Регламентированный срок подписания проекта контракта участником истек 05.06.2024 г. В нарушение требований ч. 3 ст. 51 Закона N44-ФЗ проект контракта не был подписан в срок. На основании вышеизложенного, заказчиком принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта".
06.06.2024 в 12:55 час. (МСК+3) заказчиком направлен проект контракта индивидуальному предпринимателю Половинко Наталье Александровне (далее - ИП Половинко Н.А.), предложившей сумму цен единиц товара 90 руб., в этот же день подписавшей проект контракта.
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей заказчика и участника закупки, в результате проверки фактов представленной информации на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Кострицыне Иване Николаевиче подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Порядок проведения электронного запроса котировок регламентирован статьей 50 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС следует, что проект контракта был направлен участнику закупки 04.06.2024 в 13:31 час. (МСК).
В силу пунктов 2 и 4 части 6 статьи 50, пункта 1 части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
Согласно частям 1 и 2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 3 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Извещением об осуществлении закупки обеспечение исполнения контракта не было установлено.
В нарушение требований пункта 2 части 6 статьи 50, пункта 1 части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе предприниматель в сроки, регламентированные пунктом 2 части 6 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе (по 05.06.2024 включительно), не подписал проект контракта.
Частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Информация, размещенная в ЕИС, свидетельствует о том, что от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" 06.06.2024 в 03:01 час. (МСК+3), протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта был сформирован и размещен заказчиком 06.06.2024 в 11:16 час. (МСК+3).
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок Омским УФАС России была размещена на официальном сайте ЕИС 07.06.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день по адресу электронной почты предпринимателя: ikostritsyn@mail.ru было направлено (исх. N ТШ/3194/24) письмо с предложением о представлении в срок не позднее 11.06.2024 письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации об ИП Кострицыне И.Н. в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 13.06.2024 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На данный запрос Омского УФАС России участником закупки представлены (вх. N 5284-ЭП/24 от 11.06.2024) пояснения по вышеизложенным фактам, содержание которых сводится к отсутствию у него намерения на уклонение от заключения контракта. При этом ИП Кострицыным И.Н. указано, что причина неподписания проекта контракта в регламентированный законом срок была обусловлена поломкой ноутбука, являющегося единственным устройством, с которого было возможно подписание контракта.
В качестве подтверждающего документа ИП Кострицыным И.Н. была представлена копия акта о сдаче-приемке выполненных работ от 06.06.2024 N 258 на замену материнской платы ноутбука.
Предпринимателем в адрес заказчика не направлялось уведомлений о возникновении вышеуказанных обстоятельств.
Помимо указанного к пояснениям предпринимателя приложены пояснения и.о. директора БУ г. Омска "Муниципальный приют для животных" Ю.А. Нефедовой о том, что с ИП Кострицыным И.Н. ранее заключен контракт от 15.05.224 N 01523000119240005620001, исполнение которого осуществляется на данный момент, при этом выявленные в ходе исполнения данного контракта недочеты своевременно устранялись предпринимателем. Также в составе пояснений содержится копия счет фактуры от 22.05.2024 N 33 на поставку 7 595 кг корма для собак БУ г. Омска "Муниципальный приют для животных".
К приведенному предпринимателем доводу о не подписании проекта контракта в установленные сроки (с 04.06.2024 по 05.06.2024) по причине поломки в этот период ноутбука Комиссия Омского УФАС России относится критично, поскольку данный факт не может являться исключающим обстоятельством (постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2022 N Ф05-14770/2022 по делу N А40-199878/2021, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.06.2022 N Ф04-2785/2022 по делу N А70-15899/2021, определение Верховного Суда РФ от 24.11.2022 N 305-ЭС22-21587 по делу N А40-199878/2021).
Доказательства, представленные в материалы дела в виде копии акта о сдаче-приемке выполненных работ от 06.06.2024 N 258 на замену материнской платы ноутбука ACER ASPIRE 5750, выданного ИП Гусак Ф.В., не подтверждают факт поломки именно того компьютера, на котором была установлена электронная подпись общества. При этом какие-либо иные документы не были представлены (например, платежные документы; документы подтверждающие данные вновь установленной материнской платы и замененной и т.п.).
По мнению Комиссии, упомянутые выше документы и сведения не подтверждают факт того, что в предусмотренные сроки предпринимателем не могли быть исполнены действия, совершение которых требуется в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта.
При этом Комиссией достоверно установлено, что в период 04.06.2024 с 16:31 час. (МСК+3) по 05.06.2024 программно-аппаратными средствами ГИС "Независимый регистратор" зарегистрированы действия ИП Кострицына И.Н. в закрытой части электронной площадки РТС-тендер с использованием электронной подписи, а именно: 04.06.2024 в 19:45 час. (МСК+3), 05.06.2024 в 16:28 час. (МСК+3).
Ссылка поставщика на наличие у него положительного опыта исполнения контракта с заказчиком, что, по его мнению, подтверждает добросовестность предпринимателя, Комиссией также отклоняется, так как наличие такого опыта не свидетельствует о добросовестном поведении лица в рамках данной закупки.
По мнению Комиссии, упомянутые выше документы и сведения не подтверждают факт того, что в предусмотренные сроки предпринимателем не могли быть исполнены действия, совершение которых требуется в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).
Доказательств возникновения у ИП Кострицына И.Н. каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших подписанию контракта, возникших вследствие именно непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Омское УФАС России не представлено.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
ИП Кострицыным И.Н. также не было учтено, что отсутствие прямого умысла (намерения) на уклонение от заключения контракта с заказчиком, само по себе, не является обстоятельством, исключающем в его действиях недобросовестности, так как вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленный пунктом 2 части 6 статьи 50, пунктом 1 части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе процессуальный срок победитель проект контракта не подписал, что свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта.
Комиссией также не были выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 14 Правил являются основанием для принятия решения контрольным органом в сфере закупок об отказе во включении информации об участнике закупки в Реестр. В частности, участником закупки в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта не были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
По мнению Комиссии, действия (бездействие) предпринимателя образуют совокупность нарушений требований законодательства о контрактной системе, не свидетельствующих о добросовестном поведении участника закупки, указывают на уклонение ИП Кострицына И.Н. от заключения контракта, следовательно, информация об обществе подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию об индивидуальном предпринимателе Кострицыне Иване Николаевиче (ИНН 550116549902).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.П. Алексина
Д.А. Бунькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 июня 2024 г. N 055/10/104-566/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024