Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителей от:
- заказчика - КГКУ "УАЗ Правительства ХК": Бакуменко С.Н. представитель по доверенности от 17.06.2024 N10; Луконина И.С. представитель по доверенности от 18.06.2024 N11,
- подрядчика - ООО "ВЫСОТА-1974": представители не явились, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев материалы дела N 7-3/379 по обращению заказчика - КГКУ "УАЗ Правительства ХК" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ВЫСОТА-1974" (ИНН 2724246316), генеральном директоре и учредителе Общества Кудашкине Алексее Юрьевиче (ИНН 272497712470) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 18.03.2024 N 066-ЭА/2024 (реестровый номер контракта 22721001815 24 000046), заключенного по результатам осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту кровли административного здания (извещение N 0122200002524000629 от 26.02.2024), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "ВЫСОТА-1974" (ИНН 2724246316)",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 18.03.2024 N 066-ЭА/2024 на выполнение работ по текущему ремонту кровли административного здания между КГКУ "УАЗ Правительства ХК" и ООО "ВЫСОТА-1974" (далее - Подрядчик) заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0122200002524000629 (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта предмет контракта: Выполнение работ по текущему ремонту кровли административного здания (далее - Работы, Объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте.
Объем выполняемых Работ: в соответствии с Технической частью (п. 1.2 контракта).
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 3082561 (Три миллиона восемьдесят две тысячи пятьсот шестьдесят один) рубль 10 копеек, включая НДС.
Пунктом 4.1 контракта установлены права заказчика:
- Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта (4.1.1).
- Требовать от Подрядчика представления надлежащим образом оформленной отчетной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с настоящим контрактом (4.1.2).
- Запрашивать у Подрядчика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по настоящему контракту (4.1.3).
Согласно п. 4.3 контракта Подрядчик вправе:
- Потребовать указаний и разъяснений по любому вопросу, связанному с выполнением Работ по контракту. Требования Подрядчика представляются в письменном виде, должны регистрироваться, и храниться Заказчиком на протяжении срока действия контракта. Копии требований хранятся у Подрядчика (4.3.1).
- Завершить Работы в более короткий срок, чем предусмотрено настоящим контрактом по согласованию с Заказчиком (4.3.3).
В п. 4.4 контракта установлены обязанности Подрядчика: До начала выполнения Работ предоставить Заказчику информацию о представителе Подрядчика, ответственного за проведение Работ, совместно с подтверждающими его права документами (Приказ, доверенность). Указанное должностное лицо должно иметь квалификацию, соответствующую требованиям действующего законодательства (4.4.1); Выполнить все Работы по настоящему контракту в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте (4.4.2); Своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (4.4.3); Производить Работы в полном соответствии с требованиями Технической части (4.4.4); Письменно в трехдневный срок уведомлять Заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход Работ, либо делающих их выполнение невозможным, о неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний, о способе исполнения Работ или иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут ухудшить результат выполняемой Работы (4.4.10); Приостановить выполнение Работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 3 (трех) дней после приостановления выполнения Работ (4.4.11); Предоставлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по настоящему контракту (4.4.15); Представить Заказчику надлежащим образом оформленную исполнительную документацию на выполненные работы, иную документацию, предусмотренную действующим законодательством (акты освидетельствования скрытых работ; документы, подтверждающие надлежащее качество и безопасность материалов, которые были применены в ходе выполнения Работ по контракту; исполнительные схемы; документы, подтверждающие объем и состав работ, выполненных в счет непредвиденных работ и затрат, предусмотренных Технической частью)(4.4.17).
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: Начало выполнения Работ: 24.04.2024. Окончание Работ: не позднее 15.08.2024.
Порядок сдачи и приемки работ установлен в разделе 6 контракта.
В силу п. 7.1 контракта Подрядчик гарантирует соответствие качества выполненных Работ условиям контракта. Гарантийный срок для результата Работ составляет 24 месяца с даты подписания Заказчиком документа о приемке. Гарантия качества результата Работ распространяется на всё, составляющее результат Работ.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 9.1 контракта).
Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту (п. 11.1 контракта).
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (13.1 контракта).
Согласно п. 13.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- 13.2.1. В случае просрочки выполнения Работ более чем на 10 дней.
- 13.2.2. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика/Подрядчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ (п. 13.4 контракта).
Приложением N1 к контракту стороны согласовали Техническую часть контракта (Описание объекта закупки):
N п/п |
Наименование работы, наименование характеристики (показателя) работы |
Значение характеристики (показателя) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Выполнение работ по текущему ремонту кровли административного здания |
|
1.1 |
Работы по текущему ремонту кровли выполняются в соответствии с требованиями, указанными в приложении к Технической части |
Да |
18.03.2024 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 066-ЭА/2024 на выполнение работ по текущему ремонту кровли административного здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 19 (литер АЗ).
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения Работ по контракту установлен с 24.04.2024 по 15.08.2024.
Подрядчик принял на себя обязательства выполнить все Работы в соответствии с технической частью, в сроки, установленные в контракте (п. 4.4.2 контракта).
В соответствии с п. 10 приложения к технической части "Общие требования к работам" Подрядчик должен согласовать с Заказчиком график выполнения работ в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта.
17.04.2024 во исполнение указанного положения контракта Подрядчиком в адрес Заказчика в составе проекта производства работ (ППР) на выполнение работ по текущему ремонту кровли административного здания, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 19 (литер АЗ) направлен календарный график производства кровельных гидроизоляционных работ (письмо N 166).
В соответствии с указанным графиком на конец апреля и май 2024 года Подрядчиком планировалось выполнить подготовительные и демонтажные работы.
Вместе с тем, по состоянию на 27 мая 2024 года Работы на объекте не начаты.
Таким образом, Подрядчик нарушил условия контракта, не приступив к его исполнению.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В адрес Подрядчика направлены письма о необходимости приступить к исполнению обязательств по контракту, которые оставлены без удовлетворения (письма от 15.05.2024 N 752, от 17.05.2024 N 768).
17.05.2024 Подрядчиком направлено письмо N 181, которым инициировал расторжение контракта по соглашению сторон, сославшись на отсутствие трудовых ресурсов для выполнения Работ по контракту.
21.05.2024 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 779 с отказом в подписании соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон, поскольку указанные в обращении обстоятельства не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы (раздел 10 контракта).
22.05.2024 Заказчиком направлена претензия N 790 ООО "ВЫСОТА-1974", которой начислена неустойка за нарушение сроков выполнения Работ.
Таким образом, учитывая, что с 24.04.2024 по 27.05.2024 Подрядчик не приступил к выполнению Работ на Объекте, руководствуясь п. 3 ст. 708, п. 2 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (решение от 28.05.2024 N 828).
В результате изучения материалов дела 7-3/379, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Из п. 2 ст. 715 ГК РФ следует, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
28.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что Поставщиком допущено существенное нарушение условий контракта, выразившееся в нарушении сроков выполнения работ по контракту.
28.05.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
28.05.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу. Контракт расторгнут 10.06.2024.
После принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта со стороны Заказчика, Подрядчик к выполнению работ так и не приступил. Действия Подрядчика свидетельствуют, что окончание работ становится явно невозможным в полном объеме работ, к сроку предусмотренных контрактом.
В соответствии с пп. а п. 13 Правил Постановления Правительства N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Правил Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил Постановления Правительства N1078 не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "ВЫСОТА-1974" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "ВЫСОТА-1974" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "ВЫСОТА-1974", отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "ВЫСОТА-1974" в реестр недобросовестных поставщиков.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представило, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не приняло, необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота не проявило и принимает решение на основании представленных заказчиком документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГКУ "УАЗ Правительства ХК" в отношении ООО "ВЫСОТА-1974" (ИНН 2724246316), генерального директора и учредителя Общества Кудашкина Алексея Юрьевича (ИНН 272497712470) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 18.03.2024 N 066-ЭА/2024 (реестровый номер контракта 22721001815 24 000046), заключенного по результатам осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту кровли административного здания (извещение N 0122200002524000629 от 26.02.2024), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 июня 2024 г. N РНП-27-260
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024