Резолютивная часть решения объявлена 17.06.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.06.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя <_> (далее - Заявитель, ИП <_>),
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Муниципального бюджетного учреждения культуры "Дом культуры Речники" Усть-Кутского муниципального образования (далее - Заказчик) ходатайство от 13 июня 2024 г. о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей Заказчика,
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка акустической системы", извещение N0334300254324000005, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 10 июня 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заявителем оспариваются положения Извещения об осуществлении закупки в части Описания объекта закупки. По мнению Заявителя, требования к участнику в Описании объекта закупки установлены неправомерно, в нарушение положений Федерального закона N44-ФЗ.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик, считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Дом культуры Речники" Усть-Кутского муниципального образования 31 мая 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N0334300254324000005 "Поставка акустической системы" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 400 020 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание в извещении об осуществлении закупки требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Федерального закона N44-ФЗ. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки для достижения поставленных целей.
Таким образом, согласно положениям статьи 42, части 1, 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ Заказчику, с одной стороны, предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, содержании объекта закупки, установления функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, соответствующих потребностям Заказчика, с другой стороны, Заказчику запрещено совершать действия направленные на ограничение конкуренции.
Из извещения следует, что объектом закупки является поставка акустической системы.
Из положений описания объекта закупки следует, что Заказчиком закупается следующий товар: 26.40.31.190-00000011 - "Акустическая система".
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещении о проведении закупки должны содержаться наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (часть 5 статьи 23 Федерального закона N44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона N44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановление Правительства N145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару и обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Комиссией Иркутского УФАС установлено, что Заказчиком в отношении закупаемого товара установлен КТРУ 26.40.31.190-00000011 - "Акустическая система".
Данная позиция КТРУ содержит в себе ряд характеристик, обязательных к применению.
Согласно подпункту "г" пункта 10, подпункту "а" пункта 13 Правил формирования каталога в описание товара, работы, услуги включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
Анализ Описания объекта закупки позволяет сделать вывод о том, что Заказчик установил код позиции КТРУ, в соответствии с пунктом 5 Правил в извещении имеется описание по КТРУ, то есть при описании технических характеристик Заказчик руководствуется своими потребностями, требованиями статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, исходя из специфики деятельности.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в Извещении установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в Извещении отсутствуют, следовательно, Извещение об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Техническом задании Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в Извещении, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Федерального закона N 44-ФЗ, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении о проведении закупки.
Аналогичная позиция содержится в пункте 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.), а также в письмах ФАС России ФАС России от 20.09.21г. NПИ/79427/21, NПИ/105657-РП/21 от 10.12.21 г.)
Перед проведением аукциона, заказчиком был проведен анализ рынка, получено 3 коммерческих предложения от поставщиков, выразивших согласие поставить товар, отвечающий требованиям заказчика: ООО "<_>" (Московская область), ООО "<_>" (г. Новосибирск), ИП <_> (г. Новосибирск), что свидетельствует о наличии конкурентной среды и об отсутствии признаков ограничения конкуренции.
Комиссия Иркутского УФАС отмечает, что заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения об осуществлении закупки, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
При таких обстоятельствах, Комиссией Иркутского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях Заказчика нарушений требований Федерального закона N44-ФЗ при формировании Извещения об осуществлении электронного аукциона не установлены.
Кроме того, в силу части 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями Извещения о проведении электронного аукциона, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих, что при описании объекта закупки использовались характеристики, не предусмотренные техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации и иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, ввиду чего у Комиссии Иркутского УФАС отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Федерального закона N44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности, в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы Заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_> необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024