Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.06.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак почета" областной клинической больницы (далее - Заказчик) ходатайство от 14.06.2024 г. о рассмотрении обращения в отсутствии Заказчика),
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Иркутск главстрой" (далее - ООО "Иркутск Главстрой", Общество) - <_>;
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Иркутск Главстрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по текущему ремонту лестницы, ведущей к консультативно-диагностической поликлинике, расположенной по адресу: г Иркутск, мкр. Юбилейный, 100", извещение N0134200000124003258 (далее - запрос котировок), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N
44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 11 июня 2024 года поступило обращение заказчика о включении информации в отношении ООО "Иркутск Главстрой" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Иркутск Главстрой" в предусмотренные Федеральным законом N44-ФЗ сроки не подписал проект контракта и не представил обеспечение исполнения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения Контракта и направлении рассматриваемого обращения о включении информации в Реестр.
ООО "Иркутск Главстрой" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме с приложением подтверждающих документов, запрашиваемые в уведомлении N038/674/24 от 11.06.2024 г. Иркутского УФАС России. Согласно представленным пояснениям, у Общества отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта.
Комиссия, изучив изложенные обстоятельства, а также представленные участником закупки документы, приходит к выводу об отсутствии у ООО "Иркутск Главстрой" умысла в уклонении от подписания проекта контракта.
Из материалов дела также следует, что ООО "Иркутск Главстрой" предпринимались действия, направленные на заключение контракта по итогам запроса котировок в электронной форме и свидетельствующие о заинтересованности участника закупки в заключении такого контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком 04 апреля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение об осуществлении запроса котировок в электронной форме N0134200000124003258 "Выполнение работ по текущему ремонту лестницы, ведущей к консультативно-диагностической поликлинике, расположенной по адресу: г Иркутск, мкр. Юбилейный, 100" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 203 620 рублей 86 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 06 июня 2024 года.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 06.06.2024 NИЗК1 на участие в запросе котировок в электронной форме поступила одна заявка.
Победителем запроса котировок признано ООО "Иркутск Главстрой".
В соответствии с частью 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 2 части 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 07 июня 2024 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его ООО "Иркутск Главстрой".
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее одного рабочего дня, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона N44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (часть 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N44-ФЗ, ООО "Иркутск Главстрой" необходимо было подписать представленный проект контракта и разместить на электронной площадке протокол разногласий, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в форме независимой гарантии или платежного поручения, подтверждающего внесения денежных средств на указанный Заказчиком счет, в срок до 10 июня 2024 года (включительно).
Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки ООО "Иркутск Главстрой" не был подписан проект контракта и не представлено обеспечение исполнения контракта.
В связи с тем, что по состоянию на 10 июня 2024 года срок подписания победителем аукциона проекта контракта истек, протоколом от 11 июня 2024 года победитель запроса котировок был признан уклонившимся от подписания контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, ООО "Иркутск Главстрой" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ, так как им не подписан проект контракта в установленные частью 3 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ сроки.
11 июня 2024 года Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняет, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; что, если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Таким образом, ООО "Иркутск Главстрой", принимая участие в закупке, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для нее неблагоприятных последствий в случае не подписания проекта контракта.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения информации в отношении ООО "Иркутск Главстрой" в Реестр, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Из пояснений ООО "Иркутск Главстрой" следует, что у него присутствовало намерение заключить контракт и исполнить его в полном объеме, однако, причиной не подписания проекта контракта в установленный срок явилось ошибка сотрудника, ответственного за подписание проекта контракта по данной закупке.
Согласно письменным пояснениям Общества Заказчиком проект контракта был размещен на электронной площадке 18 апреля 2024 года. Однако сотрудник, подававший заявку и фактически занимающийся данной закупкой (отслеживающий момент публикации протокола, отправку проекта контракта) не проявил должной осмотрительности и по неопытности пропустил установленный срок на подписание проекта контракта.
В соответствии с приказом о переводе от 08 февраля 2024 года Купрякова Татьяна Сергеевна назначена на должность "Специалист по тендерам".
Согласно доверенности N2 от 03 июня 2024 года, Купрякова Татьяна Сергеевна исполняет обязательства по оформлению и подаче заявок для участия в закупках от имени ООО "Иркутск Главстрой", а также имеет право подписывать договора по итогам проведения процедур в электронной форме от имени ООО "Иркутск Главстрой".
Однако, Купрякова Татьяна Сергеевна, в свою очередь, не исполнила вмененные обязанности и не выполнила требования Федерального закона N 44-ФЗ, а именно не направила оператору электронной площадки подписанный элекктроно участника закупки проект контракта в электронном виде.
Таким образом, ответственное лицо не проявило должной осмотрительности и не перепроверило сроки подписания контракта.
ООО "Иркутск Главстрой", по факту ошибки сотрудника, проведено внутреннее расследование. Ответственное лицо признало свою вину, в его отношении принято решение о применении дисциплинарного взыскания, что подтверждается Актом N 1 служебного расследования от 11 июня 2024 года.
11 июня 2024 года ООО "Иркутск Главстрой" в адрес Заказчика было направлено письмо, согласно которому участник закупки сообщает, что Общество не намеривалось уклоняться от заключения Контракта, представила доказательства совершения действий, направленных на заключение контракта, подтвердила готовность исполнить обязательства, предусмотренные контрактом, а также просил заказчика оказать содействие в возврате Контракта на стадию подписания.
Комиссией установлено, что ООО "Иркутск Главстрой" в качестве обеспечения исполнения контракта была независимой гарантии N 1638191 от 13 июня 2024 года, выданная Публичным акционерным обществом "Транскапиталбанк".
По мнению Иркутского УФАС России, данные обстоятельства не могут свидетельствовать о намеренном уклонении ООО "Иркутск Главстрой" от заключения контракта.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих намерение ООО "Иркутск Главстрой" отказаться от заключения контракта и недобросовестности его поведения.
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Иркутск Главстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Иркутск Главстрой" (<_>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Иркутск Главстрой" (<_>, <_>), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024