Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе: * - заместителя руководителя Управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии, * - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, * - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии, рассмотрев заявление заказчика в лице Муниципального общеобразовательного учреждения "Костинская средняя общеобразовательная школа" (вх. N 12229-ЭП/24 от 11.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Индивидуальном предпринимателе Макарове Вадиме Анатольевиче, исполнителе по контракту N24 от 05.03.2024 на выполнение работ капитальному ремонту по замене деревянных оконных конструкций на ПВХ в МОУ "Костинская СОШ" (извещение N0162300078624000024), в части соблюдения требований ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства N 1078), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - постановление Правительства N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 09 часов 30 минут при участии представителей:
- заинтересованного лица ИП Макарова Вадима Анатольевича * (доверенность б/н от 14.06.2024 г.), * (доверенность б/н от 14.06.2024 г.), - в отсутствие представителей заказчика в лице Муниципального общеобразовательного учреждения "Костинская средняя общеобразовательная школа", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, - в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице Управления муниципальных закупок Администрации муниципального образования Алапаевское,
У С Т А Н О В И Л А:
2 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Муниципального общеобразовательного учреждения "Костинская средняя общеобразовательная школа" (вх. N 12229-ЭП/24 от 11.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Индивидуальном предпринимателе Макарове Вадиме Анатольевиче, исполнителе по контракту N24 от 05.03.2024 на выполнение работ капитальному ремонту по замене деревянных оконных конструкций на ПВХ в МОУ "Костинская СОШ" (извещение N0162300078624000024).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576.
Заслушав доводы представителя заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам. 08.02.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона от 08.02.2024 N0162300078624000024 на выполнение работ капитальному ремонту по замене деревянных оконных конструкций на ПВХ в МОУ "Костинская СОШ". Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 960 000,00 рублей. Контракт N24 от 05.03.2024 на выполнение работ капитальному ремонту по замене деревянных оконных конструкций на ПВХ в МОУ "Костинская СОШ" (далее по тексту - контракт) был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством.
Дата заключения контракта - 05.03.2024 г.
В соответствии п. 1.1 раздела 1 контракта установлено, что Подрядчик обязуется по заданию Заказчика (описание объекта закупки - приложение N 1) в установленный контрактом срок выполнить работы в соответствии со сметной документацией (приложение N 3) по Капитальному ремонту по замене деревянных оконных конструкций на ПВХ в МОУ "Костинская СОШ" (далее - "работы"), а Заказчик обязуется в случае надлежащего исполнения условий контракта принять выполненные работы и оплатить их. Подрядчик подписанием настоящего контракта подтверждает, что полностью изучил Задание заказчика (приложение N 1), график выполнения работ (приложение N 2) и сметную документацию (приложение N 3), на основании чего будут выполняться работы по контракту, понимает требования Заказчика относительно предмета контракта, согласен и гарантирует, что цена контракта включает в себя стоимость всех материалов, работ и расходов, необходимых и достаточных для выполнения работ по контракту в полном объеме, создания результата, соответствующего требованиям заказчика. 1.2.
Состав и объем выполняемых работ определяются приложениями N1 и 3 к Контракту.
1.3. Место выполнения работ: 624683 Свердловская область, Алапаевский район, село Костино ул. Молодежная, 3. 1.4.
Объект - "выполнение работ капитальному по ремонту по замене деревянных оконных конструкций на ПВХ в МОУ "Костинская СОШ".
Согласно п. 4.2 Контракта Заказчик обязан: 4.2.1.
Со дня заключения контракта осуществлять содействие Подрядчику в исполнении им своих обязательств по контракту, а также осуществлять действия, позволяющие Подрядчику приступить к выполнению работ и своевременно выполнить работы, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление таких действий возложено на заказчика. 4.2.2.
В течение 3 (трёх) рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, а в случае получения мотивированного отказа подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи осуществить одно из следующих действий: в течение 2 (двух) рабочих дней со дня, следующего за днем получения мотивированного отказа подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи, устранить замечания, указанные в таком мотивированном отказе, и повторно передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью; 3 согласовать с подрядчиком новый срок передачи таких строительной площадки и документов (в случае, если в установленный контрактом срок невозможно устранить замечания, указанные в мотивированном отказе подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи); направить подрядчику требование о приемке по акту приема-передачи строительной площадки, а также документов, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, с указанием причин отказа заказчика от устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи. 4.2.3.
Обеспечить доступ персонала подрядчика на строительную площадку. 4.2.4.
Отправлять подрядчику в сроки и порядке, которые определены контрактом, ответы на уведомления, обращения, требования, предложения и иные сообщения, связанные с исполнением обязательств сторон по контракту. Уведомления, обращения, требования, предложения и иные сообщения подрядчика с описанием возникшей при исполнении контракта проблемы и (или) предложением по ее решению, но не связанные с изменением существенных условий контракта либо урегулированием споров, рассматриваются заказчиком в течение 10 рабочих дней со дня их поступления, если иной срок не установлен контрактом. 4.2.5. В сроки и порядке, которые предусмотрены контрактом, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненные работы (их результат), а при обнаружении отступлений от контракта, в том числе ухудшающих результат работ, или иных недостатков в работах немедленно заявить об этом подрядчику. 4.2.6. Проводить самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций экспертизу представленного подрядчиком результата выполненных работ в части его соответствия условиям контракта. 4.2.7. В случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, направлять подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). 4.2.8. В случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, списывать суммы неустоек (штрафов, пеней), начисленных подрядчику, но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. 4.2.9. Согласовать и утвердить в течение 2 (двух) рабочих дней представленный Подрядчиком График выполнения работ (приложение N 2); 4.2.10.
Оплатить выполненные и принятые по контракту работы в соответствии с условиями контракта. 4.2.11.
Представить Подрядчику сведения об изменении наименования, своего фактического местонахождения или банковских реквизитов в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения. В случае непредставления в установленный срок указанных сведений, достоверной будет считаться информация, указанная в контракте.
Согласно п. 5.1 Контракта установлены сроки выполнения работ по контракту, а именно:
5.1. Работы, предусмотренные контрактом, выполняется в сроки, установленные настоящим разделом и приложением N2 к Контракту.
5.2. Сроки выполнения работ: Начало работ: с момента заключения контракта.
Дата окончание работ по капитальному ремонту (общий срок проведения работ): 14 июля 2024 г. . Работы выполняются с соблюдений технологий согласно норм и правил Градостроительного кодекса и других нормативных актов, действующих в РФ. В срок выполнения работ входит срок получения Подрядчиком всех необходимых для выполнения работ разрешений. Заказчик и Подрядчик несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. (п. 9.1 Контракта).
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного Подрядчиком в Единой информационной системе, установлено, что по состоянию на 28.05.2024 заказчик строительную площадку по акту - приема передачи не передал, кроме того, в учреждении с даты подписания контракта по настоящее время находятся учащиеся. 4 Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 утверждены санитарные правила СП2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - Правила). Правила направлены, в том числе, на охрану здоровья детей и молодежи и устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности.
Согласно п. 1.7 Правил проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается. Непредоставление заказчиком строительной площадки в установленном контрактом порядке и сроки подрядчику является неисполнением встречных обязательств. Подрядчик приступить к работам не имеет возможности по обстоятельствам, независящим от него. По условиям контракта подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 12.5 контракта).
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным. Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданским кодексом Российской Федерации. (п. 12.4 контракта). Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 30.05.2024 г. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и 5 размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе 30.05.2024 г. Датой надлежащего уведомления считается 30.05.2024 г.
Таким образом, требования ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщиком выполнены, следовательно, действия Поставщика можно считать надлежащим уведомлением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.06.2024 г.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. 6 Согласно пп. "б" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссией установлено основание, предусмотренное пп. "б" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, а именно - заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, в действиях исполнителя по контракту N24 от 05.03.2024 на выполнение работ капитальному ремонту по замене деревянных оконных конструкций на ПВХ в МОУ "Костинская СОШ" (извещение N0162300078624000024), Комиссия не усматривает признаков недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об Индивидуальном предпринимателе Макарове Вадиме Анатольевиче в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального общеобразовательного учреждения "Костинская средняя общеобразовательная школа", закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * * Члены Комиссии *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 июня 2024 г. N РНП-066/06/104-2044/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024