Резолютивная часть решения оглашена 25.06.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 26.06.2024.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 19.06.2024 N 315/24, Комиссией Липецкого УФАС России, в составе: председатель Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов; члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, Д.Е. Кудрявцева - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и торгов, проведена внеплановая проверка соблюдения государственным учреждением здравоохранения "Добринская центральная районная больница" (далее - заказчик) требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на закупку котла КСВа-0,63 (или эквивалент) с горелкой, включая пуско- наладочные работы и составление технического паспорта (реестровый номер закупки: 0346300117724000127) (далее - электронный аукцион, закупка). Основание проверки:
ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе (содержится в отозванной жалобе индивидуального предпринимателя Соболевой Эльвиры Витальевны (далее - заявитель) В жалобе заявителя указано, что в описание объекта неправомерно включены сведения о ТУ 4931-050-002884902006, которые указывают на товар конкретного производителя. Из письменных пояснений заказчика следует, что закупка проводилась с целью замены имеющегося у заказчика оборудования, в связи с чем в описание объекта закупки и были включены сведения о технических условиях в соответствии с установленным оборудованием определенного производителя.
Проверка начата 19.06.2024, окончена 25.06.2024.
Место проведения проверки:
г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В результате анализа документов и сведений о проведении электронного аукциона установлено следующее. 10.06.2024 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона. Объект закупки - котел КСВа-0,63 (или эквивалент) с горелкой, включая пуско- наладочные работы и составление технического паспорта. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 830 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2024 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Пункт 1 части 2 данной статьи определяет, что извещение о проведении закупки должно содержать электронные документы, в числе которых: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрыты электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Установлено, что описание объекта закупки приведено заказчиком и с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, и в виде отдельного электронного документа. При этом заказчик при описании товаров применил позицию КТРУ 25.21.12.000-00000004 "Котел водогрейный".
В силу п. 5 Правил использования каталога, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В данном случае не содержится запрета на указание в описании объекта закупки дополнительных характеристик, не предусмотренных в позиции КТРУ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В описание объекта закупки включены, в числе прочего, характеристики: Наименование Наименование характеристики Значение характеристики объекта закупки Котел Изготовление в соответствии с наличие водогрейный ТУ 4931050002884902006 Сертификат ТР ТС 016/2011 наличие В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ) технические условия - это вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.
В силу ч. 3 ст. 21 Закона N 162-ФЗ, технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах). Частью 4 статьи 21 Закона N 162-ФЗ порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно.
Таким образом, технические условия разрабатываются изготовителем (производителем) исключительно на его на продукцию. Каждый изготовитель (производитель) разрабатывает свои технические условия на товар.
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. С учетом изложенного, поскольку заказчик включил в описание объекта закупки сведения о технических условиях, указывающих на определенного производителя, им не соблюдены правила описания объекта закупки, предусмотренные ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также требование о наличии сертификата ТР ТС 016/20211, включенное заказчиком в описание объекта закупки, не относится к функциональной, технической и качественной, эксплуатационной характеристике объекта закупки. В этой связи заказчиком также не соблюдены правила описания объекта закупки, предусмотренные ст. 33 Закона о контрактной системе. Таки образом заказчик, описав объект закупки без соблюдения правил описания объекта закупки, допустил нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ. При рассмотрении вопроса о выдаче предписания, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку электронный аукцион признан несостоявшимся. Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях государственного учреждения здравоохранения "Добринская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на закупку котла КСВа-0,63 (или эквивалент) с горелкой, включая пуско-наладочные работы и составление технического паспорта (реестровый номер закупки: 0346300117724000127) установлены нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
3. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Т.Н. Ролдугина Члены Комиссии Т.С. Рябкова Д.Е. Кудрявцева
2024-5342
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 25 июня 2024 г. N 048/10/99-483/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024