Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члены Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "Энимед+": Боржиевской Е. Е. (генеральный директор); ГБУЗ МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ: Кокошниковой А.М. (по доверенности N 109/23-2 от 20.12.2023); рассмотрев жалобу ООО "Энимед+" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку продуктов питания (Пюре фруктовое, соус томатный) для нужд ГБУЗ МКНЦ имени А.С. Логинова ДЗМ в 2024-2025 годах (Закупка N 0373200022224001138) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-29240 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги 2024-29240 3 потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлены требования к закупаемым товарам: Консервы фруктовые для детского питания. Соус томатный. 1.
Согласно доводам жалобы объединение в одном лоте закупаемых товаров неправомерно, так как консервы на фруктовой основе предназначены для питания детей раннего возраста (с рождения и до 3-х лет) в то время как соус томатный согласно Приложению 6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. N 32 "Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (далее - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ N 32) и п.10 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 23 сентября 2020 г. N 1008н "Об утверждении порядка обеспечения пациентов лечебным питанием" не допускается при организации питания детей.
В соответствии с ч.1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика, не согласившись с доводами жалобы пояснил, что продукция, закупаемая в рамках данной закупочной процедуры предназначена для организации гарантированного питания пациентов ГБУЗ МКНЦ имени А.С. Логинова ДЗМ в 2024-2025 годах в рамках единого меню, разработанного и утвержденного, для нужд учреждений здравоохранения г. Москвы. Закупаемая продукция функционально и технологически связанна друг с другом так как является продуктом питания попадающим в единую группу ОКПД 2: 10 - "Продукты пищевые". Комиссия Управления отмечает, что например, в Приложении 6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 32 определен перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, в том числе: Острые соусы, кетчупы, майонез. При этом Комиссия Управления отмечает, что Приложение 6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 32 не содержит указание на 2024-29240 4 товар "Соус томатный", закупаемый Заказчиком в рамках данной закупочной процедуры.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы представителем Заявителя не было представлено документов и сведений однозначно указывающих, что закупаемый Заказчиком товар "Соус томатный" полностью идентичен товару "Кетчуп", указанного в Приложение 6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 32.
Также Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе. Иные нормативно-правовые акты указанные Заявителем в жалобе также не содержат в себе указание на запрет включения в детское меню такой позиции как "соус томатный". При этом Комиссия Управления отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2024 NИЗК1 на участие в данной закупочной процедуре подано четыре заявки, все поданные заявки признаны комиссией Заказчика соответствующими, в ходе подачи ценовых предложений снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 15,74%, соответствующие требованиям извещения, что свидетельствует о возможности сформировать заявку на участие в запросе котировок на условиях описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы закупаемый Заказчиком товар "Соус томатный" с массой нетто 10
20 г. не представляется возможным предложить к поставке, так как на рынке присутствует только товар "Кетчуп", который изготавливается согласно ГОСТ 32063-2013 "Межгосударственный стандарт кетчупы. Общие технические условия" и не является томатным соусом, следовательно не соответствует ГОСТ 17471-2013, установленного в описании объекта закупки, по физико-химическим показателям. Комиссия Управления отмечает, что согласно описанию объекта закупки для товара "Соус томатный" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: Вид соуса овощного: Томатный. Нормативный технический документ, регламентирующий качество продукта: ГОСТ 17471-2013.
Межгосударственный стандарт. Консервы. Соусы овощные. Общие технические условия; ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". Масса нетто: 10
20 г. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что продукция "Соус томатный", в соответствии с инструкцией может соответствовать только одному из двух требуемых стандартов, которые установлены в описании 2024-29240 5 объекта закупки: ГОСТ 17471-2013 Межгосударственный стандарт. Консервы. Соусы овощные. Общие технические условия или ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". При этом Комиссия Управления отмечает, что положения ГОСТ 32063-2013 "Межгосударственный стандарт кетчупы. Общие технические условия", на который ссылается Заявитель, не содержит указание на массу товара "Соус томатный" закупаемого Заказчиком в рамках данной закупки. Комиссия Управления отмечает, что из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в описание объекта закупки требования к товару, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Также Комиссия Управления отмечает, что поданное количество заявок участников на участие в закупке свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Кроме того, в составе жалобы Заявитель также указывает на то, что Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). При этом жалоба Заявителя на действия Заказчика, исходя из совокупного содержания, подана в Московское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Следует отметить, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия или отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях 2024-29240 6 антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Учитывая, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушении ст.17 Закона о защите конкуренции не может быть осуществлено. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Энимед+" на действия ГБУЗ МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: М.О. Мацнева А.И. Рахматуллаев Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-29240
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 июня 2024 г. N 077/06/106-8585/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024