На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также пункта 19 раздела V постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения государственного заказчика ГБПОУ "МКАГ" законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предмет проверки: электронный аукцион на поставку лабораторной установки- тренажера виртуальной имитации сварочного процесса для нужд ГБПОУ "МКАГ" (реестровый N 0373100017124000029).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: 2024-29085 2 Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя ГБПОУ "МКАГ": Л.Н. Жарикова (доверенность б/н от 09.03.2023), а также в отсутствие уполномоченных представителей ООО "Технический ремонт" (о времени и порядке заседания Комиссии Управления стороны уведомлены письмом исх. N ЕИ/23355/24 от 13.06.2024),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение ООО "Технический ремонт" (далее - Заявитель) о возможных нарушениях законодательства о контрактной системе в действиях ГБПОУ "МКАГ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку лабораторной установки-тренажера виртуальной имитации сварочного процесса для нужд ГБПОУ "МКАГ" (реестровый N 0373100017124000029) (далее - Аукцион; Закупка).
1. В составе обращения Заявитель указывает, что в техническом задании и аукционной документации содержится противоречивая информация относительно количества поставляемого товара, а именно: в Разнарядке (Приложение N 1 к Техническому заданию) указано количество товара - 15 штук; в Спецификации поставляемого товара (Приложении N 3 к Техническому заданию) указано количество товара - 5 штук.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о 2024-29085 3 стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеизложенные противоречия относительно количества поставляемого товара возникли вследствие технической ошибки. Комиссия Управления отмечает, что описание объекта закупки подобным образом вводит в заблуждение участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика ст. 33 Закона о контрактной системе. 2.
Также в составе обращения Заявитель указывает на неправомерное установление требований к центральному блоку в части характеристики "объем динамического произвольно доступного хранилища среды фиксации должен быть не менее не менее 80х2 10 в 8 степени единиц", поскольку за данной характеристикой завуалирован объем оперативной памяти 16 Гб, что в свою очередь указывает на то что, совокупность установленных требований соответствует продукция одного производителя. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объем динамического произвольно допустимого хранилища представляет собой русифицированный вариант определения Dynamic Random Memory, а значение характеристики находится на уровне уроков математики и информатики начальной школы. Заявителем не представлены сведения какому конкретно производителю соответствует совокупность установленных требований. Вместе с тем Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно такой продукции, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в Извещении.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления не усматривает нарушения положений Закона о контрактной системе действиях Заказчика.
3. Также в составе обращения Заявителем указано, что согласно Извещению о проведении закупки участник закупки должен указать конкретные показатели товара, при этом у участника отсутствует возможность изменять характеристики, которые не 2024-29085 4 имеют конкретного значения, а именно: "Число видов соединений для сварочной практики не менее 5 шт. Выбор толщины заготовки, число вариантов толщин не менее 3 шт. Установка количества сварочных слоев в одном упражнении: не менее 3 шт. Размер сенсорного индикатора должен быть не менее 10 дюймов. и т.д." На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в процессе составления Технического задания Заказчик руководствовался своими потребностями и составил Техническое задание однозначно позволяющее трактовать соответствие или несоответствие характеристики Техническому заданию. Комиссия Управления отмечает, что Заявителем не представлено доказательств того, что указание характеристик подобным образом препятствуют определению потребности Заказчика и формированию заявки на участие в закупке.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления не усматривает нарушения положений Закона о контрактной системе действиях Заказчика. 4.
В составе обращения Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку по мнению Заявителя, предметом контракта является поставка товара, а не оказание специфических услуг.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. 2024-29085 5 Согласно ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Комиссией Управления установлено, что в соответствии с Извещением о проведении аукциона от 22.05.2024 N 0373100017124000029 объектом закупки является поставка лабораторной установки-тренажера виртуальной имитации сварочного процесса, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 29 965 500,00 рублей. Комиссией Управления также установлено, что извещением о проведении аукциона предусмотрены требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе в соответствии с п. 4 Постановления N 2571: "Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной 2024-29085 6 системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, если начальная (максимальная) цена контракта составляет двадцать миллионов рублей и более, Заказчик обязан установить дополнительные требования об исполнении участником закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика, отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе. 5.
В составе обращения Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236), поскольку в реестре российского программного обеспечения Минцифры имеется программное обеспечение, которое соответствует потребности Заказчика.
Согласно п.2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления 2024-29085 7 закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона от 22.05.2024 N 0373100017124000029 запрет, предусмотренный положениями Постановлением N 1236, Заказчиком не установлен. П.2(1) Постановления N1236 установлено, что для целей применения п.2 Постановления N1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. Исходя из вышеизложенных положений Постановления N 1236 следует, что под программным обеспечиванием, в рамках Постановления N 1236, понимается в том числе поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта, подлежит установка программного обеспечения. Аналогичные выводы отражены в письме Минфина России от 30.04.2020 N 24-03-06/35429.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Извещением о проведении закупки предусмотрена поставка оборудования с предустановленным производителем программным обеспечением.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что поставка техники (оборудования) с предустановленным производителем программным обеспечением не является объектом регулирования Постановления N1236.
Вместе с этим, Комиссией Управления установлено, что в рамках данного электронного аукциона Заказчиком закупается оборудование, при этом отдельная 2024-29085 8 поставка либо установка (при исполнении контракта) программного обеспечения не предусмотрена, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу, что неустановление Заказчиком запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, является правомерным и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика, отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе.
6. В составе обращения Заявитель указывает на возможные нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с требованиями п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика, отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе, в рамках полномочий Московского УФАС России. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях ГБПОУ "МКАГ" нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе.
2.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку по результатам проведения электронного аукциона заключен контракт и восстановление законных прав и интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Спирякова Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко К.В. Змиевская Исп.Давыденко Е.Ю. 2024-29085
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2024 г. N 077/10/99-7883/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024