Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ": Лазаревой Е.Ю. (доверенность Nб/н от 28.02.2024), а также в присутствии уполномоченных представителей ООО "АНГИОТРЭК": Андрусенко С.П. (доверенность N2 от 21.06.2024), Пичкуровой Д.А. (доверенность N3 от 21.06.2024), рассмотрев обращение ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" о включении сведений об ООО "АНГИОТРЭК" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "АНГИОТРЭК" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, 2024-29393 2 заключенного по результатам по результатам электронного аукциона на поставку медицинских изделий для эндоваскулярного лечения миом для нужд ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (реестровый N0373200152824000189). 12.04.2024 между Заказчиком и ООО "АНГИОТРЭК" заключен государственный контракт N0373200152824000189 49719 (реестровый N2771603570524000244) на поставку медицинских изделий для эндоваскулярного лечения миом для нужд ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 06.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "АНГИОТРЭК" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 07.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается 2024-29393 3 расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта начало срока поставки: 0 календарных дней с даты заключения контракта.
Согласно п. 3.2 Контракта окончание срока поставки: 100 календарных дней с даты заключения контракта. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что Исполнитель не выполнил свои обязательства по Контракту. 18.04.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил заявку на поставку товара со сроком поставки в течение трех рабочих дней. Вместе с тем, Исполнитель не осуществил поставку товара в установленные сроки. 27.04.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил повторную заявку на поставку товара со сроком поставки в течение трех рабочих дней. Вместе с тем, Исполнитель не осуществил поставку товара в установленные сроки. 14.05.2024, 06.06.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил претензии N21-849/24, N21-1008/24 (размещены в Единой информационной системе 15.05.2024, 07.06.2024 соответственно) с требованиями оплатить штрафы за ненадлежащее выполнение Исполнителем обязательств по Контракту. 16.05.2024 Исполнитель в ответ на претензию N21-849/24 в адрес Заказчика представил письмо исх.N05-10 с указанием, сто поставка товара иностранного происхождения была затруднена ввиду объективных трудностей, обусловленных наложением западных рестрикций и сложностями с логистикой. Исполнитель приобрел часть товара к поставке, при этом Заказчик отказа Исполнитель в приемке данного товара. Учитывая потребность Заказчика в поставляемом по Контракту товаре Исполнитель запросил у Заказчика осуществить приемку имеющегося у Исполнителя товара. 31.05.2024 Заказчик в ответ на письмо исх.N05-10 в адрес Заказчика направил письмо N21-977/24, согласно которому частичная поставка товара по заявке Заказчика не позволяет использовать товар по назначению, противоречит потребности Заказчика.
На основании изложенного Заказчиком в вышеуказанном письме Заказчик уведомил Исполнителя о необходимости выполнения обязательств по поставке товара в полном объеме согласно установленному в заявке Заказчика перечню. 03.06.2024 Исполнитель в адрес Заказчика представил письмо исх.N06-1, согласно которому: "Заказчик получил весь товар, за исключением 1 штуки по позиции N4. Однако от приемки товара Заказчик отказался. Принимая во внимание потребность Вашего учреждения в медицинских изделиях, просим Вас принять поставленный товар. Просим Вас рассмотреть возможность замены 1 оставшейся недопоставленной штуки на товар с улучшенными характеристиками:
- 7529-43 Катетер диагностический PERFORMA Pigtail 5F 125 cм 5 Side Ports.0.038" (0.97 mm) - 7777-21 Катетер диагностический PERFORMA Pigtail 6F 110 cm 5 Side Ports.0.038" (0.97 mm) В случае если по каким-либо причинам замена невозможна предлагаем вам заключить договор пожертвования на катетеры:
- 7529-43 Катетер диагностический PERFORMA Pigtail 5F 125 cм 5 Side Ports.0.038" (0.97 mm) 1 шт - 7777-21 Катетер диагностический PERFORMA Pigtail 6F 110 cm 5 Side Ports.0.038" (0.97 mm) 1 шт Для обеспечения бесперебойной работы клиники. Выражаем надежду на дальнейшее сотрудничество и просим с понимаем отнестись к сложившейся ситуации." 2024-29393 4 05.06.2024 Заказчик в ответ на письмо исх.N06-1 в адрес Исполнителя направил письмо N21-998/24, согласно которому предложенные Исполнителем к замене товары не соответствовали сформированным на основании потребности Заказчика требованиям Технического задания Контракта, изменение длины катетера не могло рассматриваться Заказчиком как улучшенные технические или функциональные характеристики товара.
На основании вышеизложенного Заказчик указал на отсутствие у него правовых оснований для изменения существенных условий Контракта. 13.06.2024 Исполнитель в адрес Заказчика представил письмо исх.N06-13, согласно которому: "Заказчик в одностороннем отказе указал, что срок поставки товара истекает 21.07.2024.
При этом, не дождавшись 21.07.2024 Заказчик направил односторонний отказ, сославшись на неисполнение обязательств по поставке товара. Однако, Поставщик, испытывая трудности, обусловленные задержкой исполнения обязательств контрагентом Поставщика, осуществил поставку товара Заказчику в объеме 99,44% от направленной заявки. Поставки товара осуществлены несколькими партиями по следующим универсально-передаточным документам:
- УПД N УТ-112 от 23.04.2024;
- УПД N УТ-138 от 24.05.2024;
- УПД N УТ-149 от 30.05.2024.
Заказчик без указания оснований отказал в приемке поставленного товара. В Единой информационной системе (https://zakupki.gov.ru) Заказчик указал, что поставка не осуществлена. Заказчик направлял требование об уплате штрафа в размере 5000 руб. Поставщик оплатил штраф в размере 5000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 178 от 16.05.2024.
Ввиду задержки поставки 0,56% количества товара, Поставщик в письме от 07.06.2024 N 06-7 предложил замену на товар с улучшенными характеристиками. Однако, ответа на данное предложение не последовало. В письме от 07.06.2024 N 06-8 Заказчик предлагал заключить договор пожертвования на схожий товар, который составляет 0,56% от поставленного Заказчику товара. Предложенный в качестве пожертвования товар абсолютно мог закрыть потребность Заказчика. Однако, ответа на данное предложение от Заказчика не последовало. Принимая во внимание, что Поставщик исполнил обязательства перед Заказчиком на 99,44%, а Заказчик указал срок исполнения обязательств - 21.07.2024, просим Вас отменить односторонний отказ и принять поставленный товар." 17.06.2024 Заказчик в ответ на письмо исх.N06-13 в адрес Исполнителя направил письмо N21-1057/24, согласно которому Заказчик не может отменить принятое им ввиду неустранения Исполнителем нарушений условий Контракта. Представитель Исполнителя пояснил, что Исполнитель не уклонялся от выполнения Контракта и стремился осуществить его надлежащее исполнение. Исполнителем со стороны Заказчика 18.04.2024 и 27.04.2024 получена заявка на поставку всего объема товара в соответствии с условиями Контракта. Однако, испытывая обусловленные задержкой исполнения обязательств контрагентом Исполнителя трудности, Исполнитель осуществил поставку товара в адрес Заказчика Заказчику в объеме 99,44% от направленной заявки. Поставки товара осуществлены Исполнителем несколькими партиями по следующим универсально-передаточным документам:
- УПД N УТ-112 от 23.04.2024;
- УПД N УТ-138 от 24.05.2024;
- УПД N УТ-149 от 30.05.2024. 2024-29393 5 Подтверждением доставки товара по указанным УПД являлась отметка Заказчика на УПД NУТ-138 от 24.05.2024, а также копии письма транспортной компании, накладной транспортной компании о доставке 30.05.2024.
Вместе с тем, представитель Исполнителя пояснил, Заказчик без указания оснований отказал в приемке поставленного товара. В Единой информационной системе Заказчик указал, что поставка не осуществлена. Исполнителем со стороны Заказчика получено требование об уплате штрафа. Исполнителем был оплачен штраф, что подтверждается копией платежного поручения N178 от 16.05.2024.
Ввиду задержки поставки 0,56% количества товара, Исполнитель 07.06.2024 в письме N06-7 предложил замену на товар с улучшенными характеристиками. Вместе с тем, Заказчик отказался от замены товара. В письме от 07.06.2024 N06-8 Исполнитель предлагал Заказчику заключить договор пожертвования на схожий товар, составлявший 0,56% от поставленного Заказчику товара. Предложенный в качестве пожертвования товар мог закрыть потребность Заказчика. Вместе с тем, Исполнителем ответ на данное предложение со стороны Заказчика не был получен. Представитель Исполнителя дополнительно указал и пояснил, что Испол6нителем был заключены с ООО "Кинани" договор от 12.01.2023 N 12.01.2023-1, с ООО "Медикор" договор поставки "020222 от 02.03.2022, с ИП Вовк К.С. - договор поставки N058/24-кх от 17.04.2024.
Исполнитель в адрес ООО "Кинани" направил 21.03.2024 запрос на подтверждение возможности поставки требовавшиеся Заказчику медицинских изделий. ООО "Кинани" подтвердило возможность поставки медицинских изделий, указанных в запросе. ООО "Медикор" и ИП Вовк К.С. в телефонном разговоре подтвердили наличие на складах и зарезервировали медицинские изделия, подлежащие в последствии поставке Заказчику. ООО "Кинани" 11.04.2024 в адрес Исполнителя выставило счет N231 на оплату медицинских изделий, которые не смогло впоследствии поставить. В письме от 19.04.2024 ООО "Кинани" сообщило Исполнителю, что в связи с усложнившейся логистикой сроки поставки товара сдвигаются. Исполнитель 29.04.2024 направил запросы в адреса ООО "В-Д-М", ООО "Рейн-М", ООО "Медфорс" с просьбой предоставить информацию о возможности поставки медицинских изделий, являющихся предметом Контракта с Заказчиком. В ответ на запросы ООО "В-Д-М", ООО "Рейн-М", ООО "Медфорс" предоставили ответы, согласно которым указанные медицинские изделия отсутствовали на складах, в связи с усложнившейся логистикой поставка товара занимала не менее пяти месяцев. Исполнитель в письмах от 02.05.2024 N05-1, от 07.06.2024 N06-7 предлагал Заказчику замену товара, который невозможно было поставить на товар с улучшенными характеристиками. Исполнитель в адрес Заказчика направил предложение о пожертвовании аналогичных медицинских изделий, поставка которых существенно задерживалась (письмо от 07.06.2024 N06-8).
Заказчик в письмах от 14.05.2024 N21-849/24, от 05.06.2024 N21-998/24, от 06.06.2024 N21-1008/24 потребовал от Исполнителя выполнить обязательства по Контракту в полном объёме и отказался от замены товара на товар с улучшенными характеристиками. Представитель Исполнителя отметил, что Заказчик не принял ни одной позиции поставленного товара. Фактически Исполнитель не смог осуществить поставку одной единицы товара, 2024-29393 6 подлежащей поставке. Не отрицая факта просрочки исполнения обязательств за который уплачен штраф, Исполнитель считал, что предпринял все зависящие от него усилия, чтобы выполнить свои обязательства по Контракту. Ознакомившись с пояснениями и представленными к материалам дела документами и сведениями, Комиссия Управления пришла к выводу о свершении Исполнителем всех необходимых действий, направленных на исполнение Контракта, на достижение тех целей и результатов, которые были установлены в Контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности 2024-29393 7 государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" во включении сведений в отношении ООО "АНГИОТРЭК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков Н.А. Гришина Исп. Поляков И.А. 2024-29393
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2024 г. N 077/10/104-8631/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024