Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя заявителя - индивидуального предпринимателя Какауридзе Гии Омариевича - Садретдиновой Гульнары Зинуровны (доверенность Nб/н от 17.06.2024 года), в присутствии представителей государственного заказчика - Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области - Ралкиной Татьяны Игоревны (доверенность N12-20/0112 от 18.06.2024 года) и Высоцкого Валерия Юрьевича (доверенность N03-28/27338 от 17.06.2024 года), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Какауридзе Гии Омариевича на действия государственного заказчика - Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку и монтаж системы видеонаблюдения для обособленного подразделения N6 УФНС России по Астраханской области (реестровый номер извещения 0325100012424000011), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 13.06.2024 года поступила жалоба индивидуального предпринимателя Какауридзе Гии Омариевича (далее также - ИП Какауридзе Г.О., Заявитель) на действия государственного заказчика - Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее также - УФНС России по Астраханской области, Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку и монтаж системы видеонаблюдения для обособленного подразделения N6 УФНС России по Астраханской области (реестровый номер извещения 0325100012424000011) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 18.06.2024 года в 14 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Представитель Заявителя принял участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители Заказчика приняли личное участие в рассмотрении жалобы.
Комиссия приняла решение объявить перерыв до 19.06.2024 года в 15 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа.
Представитель Заявителя принял участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители Заказчика приняли личное участие в рассмотрении жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
31.05.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку и монтаж системы видеонаблюдения для обособленного подразделения N6 УФНС России по Астраханской области (реестровый номер извещения 0325100012424000011) (далее - извещение).
04.06.2024 года Заказчик внес изменения в извещение и разместил его измененную редакцию в ЕИС.
Извещение в редакции от 04.06.2024 года является предметом жалобы.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 10 898 288,33 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что файл "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения содержит противоречия, влекущие за собой ограничение круга предполагаемых участников закупки.
Комиссий считает данный довод жалобы Заявителя необоснованным по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона и требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссия Управления, изучив файл "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения, не установила наличие в нем противоречивой или недостоверной информации. А также установила, что в извещении имеется понятная инструкция как толковать одновременное использование символов "точка с запятой", "запятая".
Также, согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлен общий код ОКПД2 26.40.33.190 "Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая", поскольку необходимо было указать такой код к каждому отдельному товару, указанному в описании объекта закупки.
Комиссия считает такой довод необоснованным, поскольку законодательство о контрактной системе не содержит каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2. Заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД2, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.
При этом, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
При этом, пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
При этом, в силу пункта 8 Правил при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Проанализировав извещение, Комиссия Управления приходит к выводу, что объектом закупки является, в том числе, поставка товаров, по которым в каталоге имеются подлежащие применению позиции. Однако, Заказчик такие позиции КТРУ в извещении не устанавливает.
Так, Заказчиком не установлены позиции КТРУ по таким товарам, как "Коммутатор", "Шкаф телекоммуникационный", "Блок розеток" и т.д.
При этом, в описании объекта закупки используется не только информация, включенная в позицию каталога, но и устанавливаются дополнительные характеристики к товару.
Например, при описании товара "Блок розеток" Заказчик использует дополнительные характеристики, отсутствующие в позиции КТРУ: "высота блока розеток", "ширина блока розеток", "материал корпуса блока розеток".
Также, к примеру, при описании товара "Патч-корд" Заказчик аналогично использует дополнительные характеристики, отсутствующие в позиции КТРУ: "Максимальная рабочая чистота", "Тип коннекторов", "Тип жил" и другие.
Однако, согласно извещению Заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Таким образом, установление дополнительных характеристик противоречит пункту 5 Правил.
Следовательно, указанные действия нарушают требования, установленные частью 6 статьи 23, пунктом 5 части 1 статьи 42, пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Также, согласно доводу Заявителя Заказчиком не полностью размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Данный довод Заявителя обоснован по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссия, в ходе внеплановой проверки, установила, что Заказчиком размещено разъяснение N1584079 от 03.06.2024 года без ответа по второй части запроса: "Согласно ТЗ есть необходимость в монтаже оборудования и есть четкое понимание по необходимой длине кабеля, но при этом отсутствуют схемы монтажа, сметы и прочая информация по которой требуется произвести расчет затратной части".
Кроме того, Заказчиком некорректно сформировано разъяснение положений извещения N1584855 от 07.06.2024 года, а именно размещена пустая форма такого разъяснения.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования, установленные частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Также, в силу довода Заявителя Заказчик неправомерно установил требования к характеристике товара "Камера видеонаблюдения тип 3" - "Минимальная рабочая температура 0 [0*] С, поскольку у большинства камер видеонаблюдения минимальная рабочая температура от - 40 С.
В ходе проведения внеплановой проверки, и Заказчик, и Заявитель подтвердили существование камер видеонаблюдения, с соответствующим требованиям извещения значением характеристики "Минимальная рабочая температура".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Комиссией Управления установлено следующее.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе регламентировано, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
При этом, структурированное извещение Заказчика содержит противоречия с печатной формой извещения.
Так, например, Заказчик в структурированном извещении объединил две характеристики "Шкаф телекоммуникационный" ("Высота U - <10" и "Ширина - 500 и <1000 мм"), установленные в печатной форме извещения, в одну.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования, установленные частью 3 статьи 7, частью 2 статьи 33 и пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Какауридзе Г.О. на действия УФНС России по Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку и монтаж системы видеонаблюдения для обособленного подразделения N6 УФНС России по Астраханской области (реестровый номер извещения 0325100012424000011) обоснованной в части нарушения УФНС России по Астраханской области части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать УФНС России по Астраханской области нарушившим часть 3 статьи 7, часть 6 статьи 23, часть 2 статьи 33, пункт 5 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 42 и часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку и монтаж системы видеонаблюдения для обособленного подразделения N6 УФНС России по Астраханской области (реестровый номер извещения 0325100012424000011).
3. Выдать УФНС России по Астраханской области предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку и монтаж системы видеонаблюдения для обособленного подразделения N6 УФНС России по Астраханской области (реестровый номер извещения 0325100012424000011).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Е.М. Балтыкова
Члены комиссии: И.В. Русскина
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 июня 2024 г. N 030/06/106-651/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024