Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика МБУ ДО "Спортивная школа" Краснокутского района Саратовской области о включении ООО "АЙТИБУДУЩЕГО" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300011624000028 "Капитальный ремонт кровли МБУ ДО "Спортивная школа" Краснокутского района Саратовской области, по адресу: Саратовская область, город Красный Кут, ул. им. Куховаренко, д. 192 "а"" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
25.06.2024 МБУ ДО "Спортивная школа" Краснокутского района Саратовской области представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по
Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "АЙТИ-БУДУЩЕГО" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300011624000028 "Капитальный ремонт кровли МБУ ДО "Спортивная школа" Краснокутского района Саратовской области, по адресу: Саратовская область, город Красный Кут, ул. им. Куховаренко, д. 192 "а" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
28.02.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является МБУ ДО "Спортивная школа" Краснокутского района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 901 453,57 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.03.2024 NИЭА1 заявка ООО "АЙТИ-БУДУЩЕГО" (далее- Общество, Подрядчик) признана соответствующей извещению о проведении Аукциона.
22.03.2024 между МБУ ДО "Спортивная школа" Краснокутского района Саратовской области и ООО "АЙТИ-БУДУЩЕГО" по итогам проведения электронного аукциона заключён контракт N 0160300011624000028 с реестровым номером 3641706857024000001 на проведение капитального ремонта кровли МБУ ДО "Спортивная школа" Краснокутского района Саратовской области, по адресу: Саратовская область, город Красный Кут, ул. им. Куховаренко, д. 192 "а".
Согласно п. 1.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работу, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
Контрактом предусмотрено, что срок начала выполнения работ: с даты заключения контракта. Срок окончания выполнения работ: до 15.07.2024.
В соответствии с п. 4.1.1. Контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего и своевременного выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
Также, пунктом 4.1.5 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе отказаться от приемки и оплаты работ не соответствующих условиям Контракта.
Согласно п. 4.4.1 Контракта Подрядчик обязан принять на себя обязательства выполнить предусмотренные Контрактом работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 4.4.2. Подярчдик обязан выполнить работы, указанные в пункте 4.4.1. настоящего Контракта, в соответствии со следующей документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к работам требования, которая является неотъемлемой частью Контракта:
Пунктом 4.4.8. Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан обеспечить устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
Согласно п. 4.4.12. Контракта Подрядчик обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
13.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем Контракта.
13.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 13.06.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 25.06.2024.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, решение об одностороннем отказе было принято в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в рамках исполнения контракта был предусмотрен авансовый платеж в размере 427 884,09 рубля.
Также согласно Контракту был утвержден график выполнения работ, согласно которому разборку покрытий кровли необходимо было осуществить до 14.05.2024, в последующем до 20.05.2024 произвести устройство обрешетки с прозарами из брусков, до 01.06.2024 осуществить теплоизоляцию чердачных покрытий, до 15.06 сделать устройство стяжек, до 25.06.2024 сделать устройство параизоляции, до 10.07.2024 осуществить устройство кровель плоских, и до 15.07.2024 вывести весь строительный мусор.
02.05.2024 Заказчиком в адрес Общества направлена претензия за исх. N 11 о необходимости соблюдения сроков, предусмотренных графиком выполнения работ.
Так, до настоящего времени Обществом не закончен демонтаж кровельного покрытия. Работы на объекте не ведутся. В процессе выполнения работ Обществом нанесен ущерб объекту, которое является муниципальным имуществом из-за неблагоприятных погодных условий и нарушении технологии демонтажа кровельного покрытия, что подтверждается актом залива от 06.06.2024.
06.06.2024 Заказчиков в адрес Общества направлена претензия за исх. N 17, согласно которой необходимо устранить ущерб, причиненный неправильным демонтажем. Сумма причиненного ущерба, согласно локально сметному расчету составляет 2 397 927, 48 рублей.
Таким образом, в связи с неисполнением обществом условий Контракта в установленный срок, а также в связи с причинением ущерба социально значимому объекту Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Присутствующий на рассмотрении представитель Общества пояснила, что условиями Контракта предусмотрен авансовый платеж. Счет на оплату аванса был предоставлен в адрес Заказчика 22.03.2024. В нарушение срока, установленного Контрактом, выплата аванса была произведена Заказчиком только 24.04.2024. В целях исполнения заключенного Контракта Подрядчиком был заключен Договор N 1/29052024 возмездного оказания услуг от 08.04.2024 с гражданином Кусаиновым Муслимом Савитовичем.
Платежными поручениями N 2184 от 21.05.2024, N 2204 от 27.05.2024 были оплачены денежные средства Исполнителю в размере 240 000,00 рублей (аванс).
14.05.2024 на Исполнителя была оформлена Доверенность для представления интересов в рамках исполнения Контракта.
Также Подрядчиком были заключены Договоры поставки материалов.
- Договор поставки N 20 от 29.05.2024 с ИП Айнетдиновым Сергеем Валерьевичем.
- Договор поставки с ООО "ЛЕ МОНЛИД" N AB9635960-ОП/2024 от
27.04.2024.
Товар по указанным Договорам был оплачен и частично доставлен на Объект, что подтверждается документами: - УПД от 03 июня 2024 года; -Товарный чек от 04 июня 2024 года; - Счет на оплату от 29.05.2024 года.
Таким образом, Исполнитель действовал в рамках контрактных обязательств, уклонения от исполнения Контракта не было.
В последующем, ввиду неблагоприятных погодных условий произошло залитие кровли, о чем был составлен Акт.
Из-за непрекращающегося ливня, производство работ на Объекте не представлялось возможным.
При этом Кусаинов Муслим Савитович, нанятый в качестве субподрядчика на Объекте, скрылся с объекта и перестал выходить на связь. Более на объекте Субподрядчик не появлялся.
В адрес Заказчика 19.06.2024 направлено возражение относительно решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, согласно которому временное прекращение работ по демонтажу кровельного покрытия вызвано объективными причинами, на которые Подрядчик никаким образом повлиять не может, следовательно, данное обстоятельство не является существенным нарушением условий контракта. Также было указано, что Общество готово приступить к работам как только установится благоприятная погода.
Доказательств наличия у ООО "АЙТИ-БУДУЩЕГО" каких-либо иных обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, Комиссии не представлено.
Комиссией Саратовского УФАС России в ходе рассмотрения данной информации установлено что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока Подрядчиком нарушения не устранены.
Так, Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 25.06.2024.
Таким образом, Комиссией установлено, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока Подрядчиком нарушения не устранены, денежные средства за причинение ущерба не возмещены,
Штраф за неисполнение обязательств, предусмотренных Контрактом в размере 5 000 рублей на момент рассмотрения информации не оплачен.
Также, Обществом не предприняты достаточные меры по окончанию выполнения работ на объекте, а также не указаны объективные причины невыполнения работ в сроки, предусмотренные Контрактом, а также невозможности окончания выполнения работ в срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Комиссией Саратовского УФАС России учтен факт, что данная закупка проводилась для реализации муниципальных нужд и объект является социально значимым, в связи с чем, действуя разумно и добросовестно, учитывая высокую общественную значимость работ на объекте и в целях надлежащего исполнения обязательств в ходе исполнения контракта Подрядчику было необходимо соблюдение сроков выполнения работ. Нарушение сроков выполнения работ могло повлечь за собой нарушения прав граждан, которые не получили возможность использовать объект по назначению.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Аналогичные выводы изложены в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2020 N Ф06-62165/2020 по делу N А65-26622/2019.
Принимая решение об участии в закупочной процедуре, Общество в контексте ст. 8 ГК РФ приняло на себя все риски, связанные с осуществлением таких действий и последующей оценкой ее действий антимонопольным органом для решения вопроса о включении/не включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Обществом не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Общества как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства. В связи с тем, что ООО "АЙТИ-БУДУЩЕГО" не исполнило обязательства, предусмотренные Контрактом, информация о ООО "АЙТИ-БУДУЩЕГО" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную МКУ Калининского муниципального района "Служба административно-хозяйственного обслуживания" в отношении ООО "АЙТИ-БУДУЩЕГО" включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "АЙТИ-БУДУЩЕГО" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 1 июля 2024 г. N 64-175
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024