Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - администрации рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области: (по доверенности),
в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО "СТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "СТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ" на действия заказчика - администрации рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области и уполномоченного учреждения - МКУ рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области "Ресурсно-административная служба" при проведении электронного аукциона N 0851300007324000089 на оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области (актуализация на 2024 год), начальная (максимальная) цена контракта 1 306 666,67 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "СТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ" с жалобой на действия заказчика - администрации рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области и уполномоченного учреждения - МКУ рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области "Ресурсно-административная служба" при проведении электронного аукциона N 0851300007324000089 на оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области (актуализация на 2024 год).
В соответствии с извещением о проведении закупки, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение размещено в ЕИС 19.06.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 02.07.2024;
3) на участие в аукционе подано две заявки, по результатам рассмотрения заявок 02.07.2024, заявка N 2 была отклонена комиссией заказчика по осуществлению закупок;
4) победителем закупки признан участник N 1, ценовое предложение - 1 300 133,34 руб.
Суть жалобы ООО "СТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ" заключается в следующем.
ООО "СТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ" считает, что заказчиком неправомерно установлено в извещении о проведении электронного аукциона требование о том, что подрядная организация, выполняющая работы по проектированию, должна представить в составе заявки копии собственной действующей лицензии на право выполнения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, выданную УФСБ РФ (степень с грифом "Секретно") во исполнение норм ст.26, ст.27 Закона Российской Федерации от 21.07.2993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Администрация рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области в возражениях на жалобу ООО "СТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ" сообщило, что извещение о проведении электронного аукциона соответствует требованиям действующего законодательства, а также заявила следующее.
Заказчик считает, что при выполнении работ по актуализации схемы теплоснабжения подрядной организацией будут использоваться сведения о расположении головных сооружений водопровода и водопроводов, их питающих (топографические съемки).
В соответствии с п.42.1 Указа Президента РФ "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" от 30.11.1995 N 1203 (далее - Указ Президента РФ N 1203) к сведениям, отнесенным к государственной тайне, относятся сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Также основанием для включения в извещение о закупке указанного требования является письмо Минэкономразвития от 29.06.2015 N Д23и-3004 "О перечне сведений, подлежащих засекречиванию": топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, а также другие виды картографической продукции подлежат засекречиванию в случае, если указанные карты и планы, в том числе, топографические карты масштаба 1:50000 и крупнее, содержат сведения, подпадающие под действие пунктов раздела 3.4 "Геопространственные сведения по территории Земли" перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17.03.2008 N 01.
Изучив представленные материалы и доводы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в извещении о закупке установлено требование о необходимости представления участниками закупки в заявке копии собственной действующей лицензии на право выполнения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, выданную УФСБ РФ (степень с грифом "Секретно") во исполнение норм ст.26, ст.27 Закона о государственной тайне.
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, урегулированы Законом о государственной тайне.
В соответствии с положениями ст.3 Закона о государственной тайне государственная тайна - это защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Статьей 27 Закона о государственной тайне предусмотрено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ N 1203 (далее - Перечень). Так, согласно п.42.1 Перечня к таким сведениям отнесены сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тысяч человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что объектом рассматриваемой закупки является - оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области (актуализация на 2024 год).
При этом, описание объекта закупки не содержит информации о том, что в ходе выполнения работ заказчиком в обязательном порядке передаются информация и документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
Описанием объекта закупки установлено, что качестве исходной информации предоставляется:
генеральный план р.п. Краснообска;
действующая схема теплоснабжения р.п. Краснообска;
иная информация о системе теплоснабжения, представляемая заказчиком по опросным листам исполнителя.
Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что разработанная ранее схема теплоснабжения р.п. Краснообска на период до 2031 года, разработанная схема водоснабжения и водоотведения р.п. Краснообска, генеральный план р.п. Краснообска, в том числе, материалы по обоснованию, карта функционального планирования территории, карта размещения объектов газо-, тепло- и водоснабжения, карта размещения объектов транспортной инфраструктуры находятся в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте заказчика.
При этом, позиция заказчика о том, что при выполнении работ по актуализации схем теплоснабжения подрядчиком в обязательном порядке необходима информация о расположении головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, не подтверждена, какие-либо пояснения на заседании Комиссии представителями заказчика представлены не были.
Более того, согласно п.7 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Однако в рассматриваемом случае, выполнение работ по использованию информации, составляющей государственную тайну, не является очевидным самостоятельным объектом закупки.
Кроме того, Комиссией Новосибирского УФАС России также установлено, что согласно п.5.3.4 проекта контракта исполнитель вправе привлекать к исполнению своих обязательств по контракту других лиц - соисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) услуг. При этом, исполнитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителей.
В соответствии с положениями п.5.4.7 проекта контракта в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности, входящие в состав услуг, оказываемых по контракту (лицензирование, членство в саморегулируемых организациях, аккредитация и прочее), исполнитель обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих его соответствие, либо привлекаемых им соисполнителей, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в течение всего срока исполнения контракта. Указанные документы представляются исполнителем по требованию заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения соответствующего требования.
Таким образом, в случае получения в ходе исполнения контракта иной информации, необходимой для выполнения работ, проектом контракта предусмотрено право исполнителя привлекать соисполнителей, в том числе, соответствующих обязательным требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности, входящим в состав услуг, оказываемых по контракту (лицензирование, членство в саморегулируемых организациях, аккредитация и прочее).
В соответствии с п.12 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
При этом, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.
На основании изложенного, а также с учетом того, что заказчиком на заседание Комиссии не было представлено достаточных доказательств необходимости установления спорного требования, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что заказчиком неправомерно установлено требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, и требование о наличии документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям (копия лицензии на оказание услуг с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии со ст.26, ст.27 Закона о государственной тайне). Действия заказчика нарушают ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии уполномоченного учреждения при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ" на действия заказчика - администрации рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области и уполномоченного учреждения - МКУ рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области "Ресурсно-административная служба" при проведении электронного аукциона N 0851300007324000089 на оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области (актуализация на 2024 год) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим положения ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, комиссии заказчика по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
Е.Е. Дадажанова
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/31-1666/2024
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
01 июля 2024 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/31-1666/2024 от 01.07.2024 по жалобе ООО "СТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ" на действия заказчика - администрации рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области и уполномоченного учреждения - МКУ рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области "Ресурсно-административная служба" при проведении электронного аукциона N 0851300007324000089 на оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области (актуализация на 2024 год),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Заказчику устранить нарушения положений ч.6 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
2. Заказчику отменить все действия, произведенные в рамках процедуры заключения контракта (при наличии).
3. Комиссии заказчика по осуществлению закупок отменить решение, зафиксированное в протоколе подведения итогов электронного аукциона.
4. Заказчику исключить из извещения о проведении электронного аукциона требование к участникам в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
5. Заказчику внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона в соответствии с решением N 054/06/31-1666/2024 от 01.07.2024 и настоящим предписанием.
6. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в закупке N 0851300007324000089 в соответствии с Законом о контрактной системе.
7. Оператору электронной торговой площадки обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/31-1666/2024 от 01.07.2024 и данного предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 18.07.2024 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 1 июля 2024 г. N 054/06/31-1666/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024