Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей СПб ГБУЗ "Городская больница N 40 Курортного района" (далее - Заказчик):,
в отсутствие представителей ООО "СОФ "БАРО" (далее - Заявитель): уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16693/24 от 25.06.2024) на действия СПб ГБУЗ "Городская больница N 40 Курортного района" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку N 598 расходных материалов, в том числе шприцев общего назначения в 2024 году (извещение N 0372200047724000594) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.06.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200047724000594. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 686 223, 80 рублей.
В жалобе ООО "СОФ "БАРО" обжалует действия Заказчика, в опубликовании извещения об осуществлении закупки, содержащего нарушения законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно п. 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 4 Правил использования каталога, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
В силу п.5. Правил использования каталога, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В силу п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
При этом извещение об осуществлении закупки должно также содержать составленное в соответствии со ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки, которое прилагается к такому извещению в форме электронного документа или образа бумажного документа, сформированных без использования ЕИС (п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, пункт 2 формы, являющейся приложением к Положению о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60) (далее - Положение).
Следует отметить, что Положение устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности:
- формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения);
- документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения).
На основании изложенного при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023 г.:
- описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных п/ 1 ч/ 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе с учетом пункта 3 Положения;
- описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС.
Кроме того, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
Аналогичная позиция содержится в Информационном письме Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944 "О размещении описания объекта закупки в единой информационной системе в сфере закупок".
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с представленными возражениями Заказчика, в связи с тем, что в структурированной форме извещения установлено ограничение по количеству символов (1999 знаков включая пробелы и знаки препинания) для обоснования дополнительных характеристик, Заказчик выделил подробное обоснование в электронный документ "Описание объекта закупки", который является неотъемлемой частью Извещения о проведении закупки, и указал в графе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" следующее:
При этом, в соответствии с разъяснениями федерального антимонопольного органа, на которые ссылается Заявитель, учитывая наличие в "структурированной" форме специальной графы для указания обоснования - заказчику надлежит включить обоснование установления дополнительных характеристик товара путем ее заполнения.
Электронный документ "Описание объекта закупки" составлен Заказчиком в определённом порядке, который соответствует порядку расположения товарных позиций в Запросе о предоставлении ценовой информации, Обосновании начальной (максимальной) цены контракта, Графике поставки товаров и иных электронных и бумажных документов, являющихся частью пакета документов составленных Заказчиком при подготовке к проведению закупки.
Каждая дополнительная характеристика, установленная Заказчиком сверх характеристик, содержащихся в КТРУ, начинается с уникального номера, где знаки до первой точки соответствую порядковому номеру позиции как в электронном документе "Описание объекта закупки", так и в электронном документе "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта". При этом, Заказчик размещает Извещения о проведении закупки, путем заполнения структурированной пакета документов в Автоматизированной информационной системе государственного заказа Санкт-Петербурга (АИСГЗ) и направления его в Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС) через интеграционную схему между данными системами. После получения данного структурированного пакета документов в личном кабинете ЕИС, Заказчик не может вносить какие-либо изменения и исправления в обработанных система ЕИС проект Извещения. При обработке структурированного пакета документов системами ЕИС порядок товарных позиций в Проекте извещения изменяется произвольным образом.
Указанные Заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки" уникальные номера содержатся и в структурированной части Извещения о проведении закупки, как это представлено на скриншоте ниже:
Любому заинтересованному лицу не составляет труда сопоставить информацию, содержащуюся как в структурированной части Извещения о проведении закупки, так и в электронных документах, являющихся его неотъемлемой частью.
1) в части конструкции шприцев (параметры 1.6; 4.6; 8.6; 9.6; 10.7):
Простые шприцы бывают двух видов:
- Двухкомпонентные - включают два элемента: поршень и цилиндр. Шприц имеет недостаток - герметичность. Для ее достижения производители делают диаметр поршня шире, чем диаметр цилиндра. Во время нажатия на поршень за счет трения снимаются мельчайшие частицы материала изготовления корпуса шприца и поршня - если забирают, например, кровь, пластик в ней может негативно повлиять на итоговый результат. К тому же, при работе с двухкомпонентным шприцем, медицинский работник должен приложить усилия, чтобы выдавить препарат (из-за этого лекарственный раствор вводится рывками, что доставляет пациенту неприятные ощущения) или втянуть жидкость внутрь шприца (при этой манипуляции медицинский работник совершает микродвижения, которые могут повредить окружающие иглу ткани пациента).
- Трехкомпонентные - в конструкцию включены: поршень, цилиндр и резиновая прокладка. Ее фиксируют к поршню с целью минимизировать трение и упростить применение устройства. Уплотнитель изготавливают из резины, латекса и других подобных материалов. Прокладка обеспечивает точные результаты тестирования, так как при движении поршня не нарушается целостность цилиндра.
Обоснование, содержащиеся в электронном документе "Описание объекта закупки": Наличие манжеты позволяет медленное и плавное введение лекарственного средства.
2) в части отсутствия латекса в корпусе и поршне шприца:
Аллергия на латекс - медицинский термин, охватывающий ряд аллергических реакций на белки и химические соединения, присутствующие в латексе. Обычно развивается после многократного воздействия продуктов, содержащих латекс (накапливаемый эффект). Когда медицинские устройства или расходные материалы, содержащие латекс, вступают в контакт со слизистыми оболочками, мембраны могут поглощать белки и(или) химические соединения латекса. У некоторых восприимчивых людей иммунная система вырабатывает антитела, которые иммунологически реагируют с этими антигенными белками и(или) химическими соединениями. При этом из-за эффекта накапливания пациент может не знать, что имеет такую патологию, а следовательно, не сможет предупредить медицинских работников об этом, и при проведении очередной из медицинских процедур, механизм аллергической реакции может сработать, что может привести к анафилактическому шоку вплоть до летального исхода.
Обоснование, содержащиеся в электронном документе "Описание объекта закупки": Снижение риска возникновения аллергических реакций.
3) в части характеристики "Цилиндр шприца прозрачный, с ограничителем хода поршня" (параметры 1.8; 3.7; 4.8; 6.7; 7.7; 8.8; 9.8):
При наборе лекарственного препарата в шприц, медицинский персонал должен осуществлять контроль за наполнением во избежание образования пузырьков воздуха и контроля за ними, а также для точного дозирования вводимого лекарственного препарата. Непрозрачный цилиндр не позволит осуществлять такой визуальный контроль, что может привести к воздушной эмболии, введению лекарственно препарата не полностью или передозировке, что может крайне негативно повлиять на состояние пациента, вплоть до летального исхода. При выпадении штока из корпуса шприца, происходит контаминация внутреннего пространства шприца, он теряет свою стерильность, вследствие чего, его использование по назначению невозможно.
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем доводы не нашли своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 24 части 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
24) предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
Во исполнении данной нормы структурированная часть Извещения о проведении закупки N 0372200047724000594 в открытой части ЕИС содержит следующее положение:
Данное предупреждение формируется ЕИС автоматически при публикации Извещения о проведении закупки. Заказчик не может нести ответственность за отсутствие такого предупреждения в печатной форме Извещения, на Электронной площадке и иных сторонних средств информации.
Ввиду чего, утверждение Заявителя об отсутствии в Извещении о проведении закупки предупреждения в соответствии с п.24 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения.
Жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СОФ "БАРО" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июля 2024 г. N 44-2789/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024