Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мирра Дом" (далее - ООО "Мирра Дом", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический цент Министерства здравоохранения Омской области" (далее - БУЗОО "КМХЦ МЗОО", заказчик, учреждение), казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" (далее - КУОО "Центр закупок", уполномоченное учреждение) при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (МНН "Азтреонам лизин", ТН Кайстон) для обеспечения больного по решению врачебной комиссии (Реестровый номер 241810) (извещение N 0852500000124001653) (далее - запрос котировок, закупка),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика -<_>,
уполномоченного учреждения - <_>,
заявителя - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. N 5602-ЭП/24 от 21.06.2024) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов запроса котировок следует, что 14.06.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000124001653 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 1 120 770 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2024 на участие в закупке подано две заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок. Победителем запроса котировок признан участник закупки с идентификационным номером заявки 116817587 c ценовым предложением 1 103 760 рублей.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений представителей, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Из содержания жалобы следует, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений законодательства Российской Федерации, поскольку установление в описании объекта закупки торгового наименования "Кайстон" препятствует поставке эквивалентного зарегистрированного лекарственного препарата торгового наименования "Азнам-Лиоф".
В жалобе заявителем, в том числе дословно указано: "В настоящем случае Заказчик спровоцировал ситуацию, когда путем установления определенных условий создано необоснованное и незаконное препятствие для потенциальных участников закупки, способных поставить товар, отвечающий объективным требованиям Заказчика, что является намеренным ограничением конкуренции.
Заявитель - именно тот участник рынка, который способен предложить к поставке эквивалентный лекарственный препарат ТН: Азнам-Лиоф, который применяется по одним и тем же показаниям, удовлетворяет потребности Заказчика и ЗАРЕГИСТРИРОВАН НА ТЕРРИТОРИИ РФ.
Очевидно, что закупка незарегистрированного лекарственного препарата возможна только в случае отсутствия у закупаемого препарата зарегистрированных на территории РФ аналогов. В настоящем случае на территории РФ зарегистрирован лекарственный препарат с МНН: Азтреонам лиофилизат для приготовления раствора для ингаляций 75 мг в комплекте с растворителем.
Следовательно, Заказчиком нарушены положения ст. 79 Закона об основах охраны здоровья граждан, т.к. медицинская организация обязана обеспечивать применение разрешенных (зарегистрированных) к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, соответствующих целям его учреждения".
Омским УФАС России при подготовке к рассмотрению настоящей жалобы по существу в целях формирования выводов о наличии/отсутствии в действиях субъектов контроля нарушений законодательства о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/3483/24 от 21.06.2024) запрос о предоставлении заказчиком письменных пояснений по доводам жалобы с приложением документальных доказательств, в том числе копии решения врачебной комиссии с приложениями.
Заказчиком представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 5678-ЭП/24 от 24.06.2024), согласно которым размещенное в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта является надлежащим, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Согласно возражениям уполномоченного учреждения (вх. N 5635-ЭП/24 от 24.06.2024) описание объекта закупки возложено на заказчика, при этом при подготовке документов для проведения закупки КУОО "Центр закупок" были рассмотрены документы и информация, представленные заказчиком, оснований для возврата заявки БУЗОО "КМХЦ МЗОО" не установлено. С целью проведения закупки заказчиком представлены копии протоколов заседаний Врачебной комиссии по лекарственному обеспечению от 29.05.2024 N 2/97.
Оценивая правомерность определенных заказчиком требований к закупаемому товару, Комиссия исходила из следующего.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Рогатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения;
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены статьей 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе писание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка лекарственного препарата для медицинского применения (МНН "Азтреонам лизин", ТН Кайстон) для обеспечения больного по решению врачебной комиссии.
Характеристики товара были указаны в структурированном виде при формировании извещения об осуществлении закупки, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
В силу части 2 статьи 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Основные принципы охраны здоровья отражены в статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", среди них в части 2 статьи 4: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Согласно пункту 4.7 порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н) к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по торговым наименованиям.
В соответствии с пунктом 4.8. порядка создания и деятельности врачебной комиссии серьезные нежелательные реакции и непредвиденные нежелательные реакции при применении лекарственных препаратов могут быть одним из оснований назначения лекарственного препарата по торговому наименованию, но не являются единственным основанием.
При этом функцией (полномочием) врачебной комиссии является принятие соответствующего решения о назначении пациенту лекарственного препарата в рамках своей компетенции и на основе медицинских знаний и норм медицинского права, одновременно с этим функцией заказчика является приобретение требуемого препарата для пациента посредством осуществления закупки с целью достижения медицинской цели, определенной врачебной комиссией. В таком случае решение врачебной комиссии является основанием (причиной) для осуществления закупки, а осуществление закупки заказчиком является следствием реализации такого решения.
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005N 494.
Согласно пункту 3 названного Положения в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Из пояснений заказчика следует, что пациент, для которого осуществляется закупка данного лекарственного препарата, является инвалидом с детства, страдающим редким генетическим заболеванием муковисцидоз, которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний. Закупаемый лекарственный препарат назначен пациенту по жизненным показаниям консилиумом ФГБУ "НИИ Пульмонологии" ФМБА России ввиду наличия угрозы для жизни в связи с имеющимся заболеванием.
В соответствии с протоколом заседания консилиума ФГБУ "НИИ Пульмонологии" ФМБА России от 02.07.2020 препарат с торговым наименованием "Кайстон" (Азтреонам лизин) назначен пациенту по жизненным показаниям, замене не подлежит ввиду персонифицированного подхода к терапии и тяжести течения основного заболевания, по жизненным показаниям пациенту назначена непрерывная ингаляционная антибактериальная терапия азтреонамом лизином (кайстон).
В подтверждение указанного, заказчиком представлены копии протокола заседания консилиума ФГБУ "НИИ Пульмонологии" ФМБА России от 02.07.2020, протокола заседания Врачебной комиссии по лекарственному обеспечению от 29.05.2024 N 2/96.
Кроме того, заказчиком в материалы дела представлена копия решения Центрального районного суда города Омска от 20.01.2021 по делу N 2-343/2021, согласно которому на Министерство здравоохранения Омской области возложена обязанность по организации пациенту бесплатного обеспечения на постоянной основе (пожизненно) лекарственного препарата с торговым наименованием "Кайстон" производства Gilead Sciences Inc, USU с входящим в него небулайзером "Altera Electronic Nebulizer Replacement", назначенного по жизненным показаниям в объеме и дозировке, рекомендованной консилиумом ФГБУ "НИИ Пульмонологии" ФМБА России от 02.07.2020
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственных препаратов, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для закупки данного конкретного лекарственного препарата, что соответствует положениям подпункта "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В силу вышеуказанного, обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии, а также в составе жалобы заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности жалобы, об отсутствии у заказчика потребности в установленном в описании объекта закупки товаре.
Следует отметить, что товар, требуемый заказчику, находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, а какие-либо достоверные сведения, позволяющие утверждать, что у заявителя нет возможности поставить заказчику товар, отсутствуют.
Кроме того, Комиссия отмечает, что закупка осуществляется не среди производителей товаров, а среди неограниченного круга поставщиков, имеющих возможность поставки товара различных или конкретных производителей.
При этом доводы заявителя о наличии на территории Российской Федерации зарегистрированного эквивалентного (по мнению заявителя) лекарственного препарата Комиссией отклоняются ввиду их недоказанности и того обстоятельства, что указанный в жалобе лекарственный препарат зарегистрирован в рамках иного МНН.
Учитывая все вышеуказанные обстоятельства, довод жалобы ООО "Мирра Дом" признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мирра Дом" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический цент Министерства здравоохранения Омской области", казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (МНН "Азтреонам лизин", ТН Кайстон) для обеспечения больного по решению врачебной комиссии (Реестровый номер 241810) (извещение N 0852500000124001653).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии |
А.П. Алексина
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 июня 2024 г. N 055/06/106-631/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024