Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе: Заместитель председателя Комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии Курганского УФАС России посредством видеоконференцсвязи представителей: заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная больница N 2" (далее - ГБУ "КОБ N 2", Заказчик) Демидовой Д.С, действующей на основании доверенности N 34 от 17.06.2024, Общества с ограниченной ответственностью "МЕД РЕГИОН 52" (далее - ООО "МЕД РЕГИОН 52", Общество) Деминой Д.А., действующей на основании доверенности N 1 от 25.06.2024, в отсутствии представителя директора ООО "МЕД РЕГИОН 52" Абареновой Ирины Владимировны - о времени и месте рассмотрения обращения Заказчика извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения проведения внеплановой проверки в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечил, ходатайств о рассмотрении обращения Заказчика в отсутствие представителя не поступало, рассмотрев обращение Заказчика - ГБУ "КОБ N 2" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "МЕД РЕГИОН 52", директоре ООО "МЕД РЕГИОН 52" Абареновой Ирине Владимировне, в связи с уклонением участника электронного аукциона от подписания контракта согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Порядок ведения реестра, рассмотрения обращения заказчика, принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)". В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 21.06.2024 поступило обращение ГБУ "КОБ N 2" (вх. N 2693/24) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "МЕД РЕГИОН 52", директоре ООО "МЕД РЕГИОН 52", в связи уклонением участника электронного аукциона от подписания контракта на поставку ИМН (хирургических инструментов и игл шовных) (извещение N 0343200025924000318).
Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 03.06.2024 Заказчиком на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение N 0343200025924000318 о проведении электронного аукциона на поставку ИМН (хирургических инструментов и игл шовных).
В силу части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 этой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" этого пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 этой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N0343200025924000318) от 13.06.2024 установлено, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано 2 (из них соответствует требованиям: 2; отклонено: 0). По итогам электронного аукциона в качестве победителя определено ООО "МЕД РЕГИОН 52".
Комиссия отмечает, что часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе гласит что, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом, с иным участником закупки (далее в этой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 этой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном этой статьей.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Заказчиком 13.06.2024 размещен в ЕИС и на электронной площадке проект контракта для подписания его со стороны ООО "МЕД РЕГИОН 52".
Комиссий Курганского УФАС России установлено, что в регламентированный срок до 23:59 20.06.2024 ООО "МЕД РЕГИОН 52" не выполнило действия, предписанные положениями статьи 51 Закона о контрактной системе - проект контракта со стороны Общества подписан не был, обеспечение исполнения контракта не представлено. В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи) и частью 5 статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи;
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 этой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении (часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе). Во исполнение требований пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком 21.06.2024 сформирован и размещен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта. В рамках проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России были проанализированы документы и сведения, представленные со стороны Заказчика, размещенные в ЕИС, а также устные пояснения представителя Заказчика. Нарушений со стороны субъектов контроля в рамках данной внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России не установлено. Проанализировав все представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения сторон, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в регламентированный законом срок ООО "МЕД РЕГИОН 52", не подписал контракт, данный факт является основанием, для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в контрольный орган в сфере закупок, на включении в Реестр недобросовестных поставщиков не настаивал. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в регламентированный срок Обществом проект контракта подписан не был, обеспечение исполнения контракта Обществом не представлено, следовательно, у Заказчика имелись законные основания признать ООО "МЕД РЕГИОН 52" уклонившимся от подписания контракта. Рассматривая вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки контрольный орган оценивает поведение участника закупки (поставщика, подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на заключение и фактическое исполнение контракта. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что ООО "МЕД РЕГИОН 52" не имело умысла уклоняться от заключения контракта, данное обстоятельство произошло ввиду того, что сотрудник, отвечающий за подписание контрактов и работу в ЕИС, не удостоверился, что Заказчиком проект контракта направлен в день подведения итогов (13.06.2024 в 13:40 (МСК + 2), следовательно, он неверно исчислял сроки для подписания проекта контракта со стороны Общества. Вместе с тем, в материалы дела со стороны Общества представлена Объяснительная сотрудника, а также приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания. Кроме того, в материалы дела со стороны Общества представлены документы, подтверждающие принятие мер для заключения и надлежащего исполнения условий контракта с ГБУ "КОБ N 2".
Из содержания документов следует, что Обществом были приняты меры для обеспечения исполнения контракта, оформлена независимая гарантия N 9991- 4R1/1654699 от 13.06.2024, выданная ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
Кроме того, Обществом представлены товарные накладные от 13.06.2024, 17.06.2024, согласно которым ООО "МЕД РЕГИОН 52" приобрело и получило товары (медицинские изделия) необходимые к поставке по контракту с ГБУ "КОБ N 2". 21.06.2024 Общество обратилось в адрес Заказчика с объяснением причин неподписания контракта и просьбой заключить контракт с ООО "МЕД РЕГИОН 52".
Законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков. При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. Комиссией Курганского УФАС России при принятии решения проанализирована правоприменительная и судебная практика, так суд апелляционной инстанции в Постановлении N 18АП-15038/2020 от 18.01.2021 по делу N А34-9474/2020 указывает, что правильность выводов суда первой инстанции о том, что "ООО "М..." не имело намерения умышленно уклоняться от заключения контракта. Неподписание контракта со стороны общества в установленный срок является следствием невнимательности сотрудника, что в свою очередь, привело к неверному управленческому решению руководителя организации.". В рассматриваемом Комиссией Курганского УФАС России случае, невнимательность сотрудника ООО "МЕД РЕГИОН 52" привела к нарушению сроков подписания контракта. Надлежащих доказательств совершения Обществом виновных умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта с Заказчиком в материалы дела не представлено, что свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения Общества к публично-правовой ответственности в виде включения сведений об Обществе и его директоре Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Кроме того, в регламентированные сроки подписания контракта со стороны Общества приняты меры для его подписания и исполнения.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, а также представленные документы и сведения Комиссия Курганского УФАС России считает возможным не включать сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "МЕД РЕГИОН 52", директоре ООО "МЕД РЕГИОН 52" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с тем, Курганское УФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоятельно рекомендует предпринять меры по недопущению данных фактов в будущем.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг,
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МЕД РЕГИОН 52", директора Общества с ограниченной ответственностью "МЕД РЕГИОН 52" Абареновой Ирины Владимировны в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Иванова Члены Комиссии: А.А. Голуб М.П. Чеботина
2024-2243
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 26 июня 2024 г. N 045/10/104-337/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024