Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Самона" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17494/24 от 04.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку хлопчатобумажных костюмов (извещение N 0372100029924000021),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.01.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку хлопчатобумажных костюмов (извещение N 0372100029924000021) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 2 142 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Самона".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Самона" заключен государственный контракт N 0372100029924000021-01 от 21.02.2024 на сумму 1 056 270,57 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Самона".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку хлопчатобумажных костюмов (далее - Товар).
Согласно п. 4.2 Контракта поставка Товара (партиями-по заявкам) осуществляется с момента заключения Контракта и не позднее 30.11.2024.
Участником была осуществлена поставка Товара (Документ о приемке N 14 от 26.03.2024), однако Заказчиком было отказано в приемке (Мотивированный отказ N 1-88/887 от 10.04.2024) на основании заключения проведенной экспертизы Заказчика (Заключение от 08.04.2024), в котором установлено несоответствие поставленного Товара условиям Контракта.
От Участника поступил ответ на Мотивированный отказ Заказчика, в котором он просит произвести приемку Товара либо провести независимую экспертизу в аккредитованной лаборатории.
Заказчиком был заключен Договор N 115-03-00302 с СПБ АНОСЭ ТРУ "КронЭкс" на проведение независимой экспертизы по определению поверхностной плотности ткани в представленных Заказчиком образцах.
Согласно Заключению СПБ АНОСЭ ТРУ "КронЭкс" N 1151-03-00302 поставленный Товар Участником не соответствует условиям Контракта.
Заказчиком в адрес Поставщика было направлено письмо N1-88/1131 от 15.05.2024 с требованием к Поставщику осуществить поставку Товара в соответствии с условиями Контракта.
По состоянию на 20.06.2024 Участником Товар, соответствующий условиям Контракта, не поставлен.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 11.5. Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и чч. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 20.06.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
15.05.2024 Поставщиком получено письмо от Заказчика с указанием недостатков поставленного Товара с приложением заключения специалиста N 115-03-00302.
16.05.2024 Поставщик связался с контактным лицом со стороны Заказчика, указанным в контракте, - Николаевой Натальей Михайловной по указанному номеру контактного телефона +7 981 895 7494 (п. 4.1. контракта, Николаева Н.М. указана в качестве ответственного лица за приемку товара со стороны Заказчика) посредством мессенджера, в сообщении Поставщик написал, необходимо направить на согласование метр ткани на согласование (Ивановская фабрика Русский дом), на что от контактного лица Заказчика был получен положительный ответ.
30.05.2024 Поставщик направил Заказчику новые образцы ткани для согласования, в соответствии с условиями Контракта (копию отчета об отслеживании посылок по накладной N 497-002330718, 03.06.2024 образцы ткани получены Заказчиком), образцы ткани получены контактным лицом Заказчика, указанным контракте, - Николаевой Натальей Михайловной.
При этом ответа от Заказчика не поступило.
Письмом от 30.05.2024 Поставщик уведомил Заказчика о том, что поставка костюмов состояла из двух частей, костюмы по которым были пошиты из разной ткани, что подтверждается универсальными передаточными актами и просил принять партию костюмов из другой ткани, а также предлагал провести экспертизу по костюмам из второй ткани за счет Поставщика. Данное письмо оставлено Заказчиком без ответа.
Письмом от 13.06.2024 Поставщик вновь направил Заказчику письмо с просьбой согласовать дату отбора проб по неисследованной части костюмов, с указанием на отсутствие со стороны Заказчика согласования вновь присланных образцов. Данное письмо также оставлено без ответа.
Ввиду отсутствия какой-либо обратной связи от Заказчика, Поставщик письмом от 19.06.2024. гарантировал исполнение обязательств по замене костюмов в срок не позднее 31.07.2024.
Далее, письмом от 24.06.2024 Поставщик уведомил об отборе проб в одностороннем порядке, такой отбор проб произведен Поставщиком как из остатков ткани по месту нахождения ООО "Самона" (г. Барнаул, Алтайский край), так и по месту нахождения Заказчика (г. Санкт-Петербург).
Поставщик настаивал на повторном исследовании ткани в силу следующего.
Получив претензию от Заказчика 15.05.2024, Поставщик направил требования к контрагенту, у которого был произведен закуп ткани для пошива костюмов - ООО "Галтэкс", также направив заключение специалиста, произведенное Заказчиком.
Контрагент в свою очередь выразил несогласие с направленным заключением специалиста, указав, что вырезать три абсолютно одинаковых образца невозможно, также, как и получить три абсолютно одинаковых значения по плотности. Текстильный материал не может иметь абсолютно одинаковые значения поверхностной плотности по площади по факту неравновесности используемого сырья и многостадийности процесса производства текстильных материалов.
Кроме того, в числе партии были костюмы из двух разных тканей, Заказчик исследовал только костюмы из одного образца ткани, распространив результат исследования на всю партию костюмов, с чем Поставщик не согласен.
20.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, не направив ни одного ответа на письма Поставщика.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал
о невключении ООО "Самона" в реестр недобросовестных поставщиков.
Также на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участником после Заключения независимой экспертизы, был повторно направлен образец ткани для согласования с Заказчиком.
Однако в адрес Участника ответа не последовало.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Самона" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Самона" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Самона" (ИНН: 2225126969), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 июля 2024 г. N РНП-78-1097/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024