Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: Н.А. Гришиной - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченных представителей ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ: А.С. Васильев (доверенность N 1 от 08.07.2024), а также в присутствии уполномоченных представителей ООО "Бюро А495": А.А. Аллагулиева (доверенность N б/н от 05.07.2024), рассмотрев обращение ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ о включении сведений об ООО "Бюро А495" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-32021 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Бюро А495" (далее - Исполнитель, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций части здания, разработке и согласованию проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (реестровый N0859200001123002730). 06.04.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 08592000011230027300001 (реестровый N 2770675784623000002) на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций части здания, разработке и согласованию проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (далее - Контракт). ИКЗ: 232770675784677060100100200017112244 В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 18.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по причине неисполнения ООО "Бюро А495" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 2024-32021 3 В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 18.06.2024 размещено в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе. Срок исполнения обязательств в соответствии с п. 3.2 Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 30 октября 2023 года N 1) Подрядчик обязан выполнить работы в течение 243 дней с момента заключения Контракта, а именно до 05.12.2023.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в период с 10.04.2023 по 24.10.2023 осуществлялись следующие мероприятия:
- представление Заказчиком исчерпывающих исходных данных для выполнения проектных работ согласно условиям Контракта;
- получение Подрядчиком соответствующего задания на сохранение объекта культурного наследия в Департаменте культурного наследия г. Москвы;
- разработка проектно-сметной документации по сохранению объекта культурного наследия и её согласование между Подрядчиком и Заказчиком. 30.10.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение N 1 от 30.10.2023 об увеличении срока выполнения работ по Контракту, в связи с длительными регламентными сроками согласования проектной документации в Департаменте культурного наследия г. Москвы. В рамках исполнения Контракта разработанная проектно-сметная документация направлена Подрядчиком для проведения государственной экспертизы в г. Москвы "Московская государственная экспертиза" (далее - Могосэкспертиза) (Обращение N77-7494/23-(0)-0 от 21.11.2023 из содержания письма N A-287 от 24.11.2023).
Мосгосэкспертизой в адрес Подрядчика как заявителя направлен договор на оказание услуг на проведение государственной экспертизы проектной документации, а также счет на оплату. 24.11.2023 Подрядчик направил Заказчику письмо N А-287 с просьбой оплатить услуги Мосгосэкспертизы в сумме 1 137 919 руб. 72 коп., включая НДС. В ответном письме от 29.11.2023 N АК/20-442 Заказчик сообщил Подрядчику о том, что условиями Контракта обязательство по получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий возложено на Подрядчика, а стоимость расходов Подрядчика на оплату услуг экспертного органа учтена ценой Контракта. Подрядчик не согласился с мнением Заказчика заявив, что в условиях Контракта отсутствует прямое указание по оплате государственной экспертизы Подрядчиком, Контракт не содержит сведения о том, что в его стоимость включены расходы на проведение государственной экспертизы и направил Заказчику письмо от 2024-32021 4 30.11.2023 N A-295 о приостановке работ в соответствии с п. 1 ст. 719 ГК РФ до оплаты Заказчиком стоимости услуг экспертного органа. При этом в соответствии с п. 6.5 Контракта в цену Контракта включены все расходы Подрядчика, связанные с выполнением работ, в том числе расходы на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, а также причитающееся Подрядчику вознаграждение. 13.12.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика претензионное письмо о необходимости исполнения последним обязательств, предусмотренных Контрактом, без установления сроков устранения замечаний. 29.12.2023 Подрядчик сообщил о возобновлении работ по контракту и гарантировал исполнение своих обязательств в соответствии с условиями Контракта. 11.03.2024 Заказчик попросил Подрядчика представить окончательную дату исполнения Контракта (исх. N AK/20-37 от 11.03.2024). в свою очередь Подрядчик сообщил о том, что проектная документация находится на согласовании Могосэкспертизе. 25.03.2024 с использованием ЕИС Заказчиком сформировано электронное уведомление претензионной переписки (письмо N AK/20-39 от 22.03.2024) о том, что по состоянию на 21.03.2024 работы не выполнены, просрочка исполнения обязательств по Контракту составляет 107 дней, выставлена неустойка в сумме 311 027,60 руб. Заказчик предложил в срок до 08.04.2024 выполнить работы и произвести уплату неустойки. В ответ на указанное уведомление 26.03.2024 от Подрядчика по электронной почте поступило письмо - ответ на претензию (исх. А-56 от 26.03.2024) о том, что Подрядчик претензию считает необоснованной и сообщает, что в настоящий момент в отношении проектной документации проводится государственная экспертиза и просит не применять штрафные санкции. 29.03.2024 с использованием ЕИС Заказчиком сформировано электронное уведомление претензионной переписки (письмо исх. N АК/20-44 от 29.03.2024) о том, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Кроме этого было указано, что сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Доказательств неисполнения по вышеуказанным причинам Подрядчиком не предоставлено. 05.06.2024 с использованием ЕИС Заказчиком сформировано электронное уведомление претензионной переписки (письмо исх. N АК/20-70 от 04.06.2024) о том, что по состоянию на 04 июня 2024 года работы не выполнены, просрочка исполнения обязательств по Контракту составляет 182 дня, выставлена неустойка в сумме 529 037,60 руб. Заказчик предложил в срок до 17.06.2024 выполнить работы и произвести уплату неустойки. В ответ на указанное уведомление 14.06.2024 от Подрядчика по электронной почте поступило письмо - ответ на претензию (иск. NА-90 от 14.06.2024) о том, что Подрядчик претензию считает необоснованной и просит не применять штрафные санкции. По состоянию на 18 июня 2024 года Подрядчиком в установленный срок (в течение 243 дней с момента заключения Контракта) работы не выполнены, в связи с чем, 18.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чём исполнитель был должным образом уведомлен 2024-32021 5 посредством ЕИС. В течение10-дневного срока, с даты уведомления о принятом Решении, Исполнитель не устранил нарушения условий контракта и Контракт был расторгнут. На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что 19.04.2023 г. Подрядчиком было получено разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N ДКН-055201-00002796/23.
После получения разрешения на проведения на работ Подрядчик приступил к работе согласно требованиям Технического задания. 25.04.2023 г. Заказчику был выслан доработанный календарный план производства работ по проектированию с включением в него разработку рабочей документации (письмо Исх.NА-86). 17.05.2023 г. Заказчику была выслана схема (графический план) изображающая места проведения натурных исследований в виде шурфов, вскрытий и зондажей (письмо Исх.NА-101). 09.06.2023 г. Заказчику было направлено на согласование архитектурно- планировочное решение (АПР) 2 этажа (письмо Исх. NА-141). 05.07.2023 г. Заказчику был направлен отчет об инженерно-техническом обследовании (письмо Исх.NА-163) и др. Вместе с тем, в ходе выполнения проектирования Подрядчиком были выявлены несоответствия требований Технического задания фактическим техническим условиям на Объекте выполнения работ. Так, пунктом 1.2 Технического задания установлены требования к разработке документации: "В документации предусмотреть выполнение следующих видов работ: ...
- предусмотреть перепланировку части внутренних помещений здания (объемно-планировочные решения согласовать с Заказчиком);...".
В нарушение требований МЧС России, которым в Приказе от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" для зданий класса Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4 предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов на этаже (п. 4.2.9).
Между тем, проектируемые помещения (категория Ф 4.3 согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов) площадью более 300 м2 и имеют только один эвакуационный выход. 25.07.2023 г. Заказчику направлено письмо о требовании Технического задания, установленного в нарушение Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194, устранить которое возможно путем разработки специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности здания в связи с наличием только одного эвакуационного выхода со второго этажа. Исходные данные для определения наличия второго эвакуационного выхода Заказчиком до настоящего времени предоставлены не были, несмотря на устные и письменные запросы (письмо Исх.NА-173).
Учитывая требования о пожарной безопасности, а также непредоставление Заказчиком запрошенных сведений, необходимых для дальнейшего проектирования и своевременного выполнения своих обязательств, Подрядчик был вынужден переработать уже имеющиеся проектные решения, что также объективно повлияло на срок выполнения Работ. 28.08.2023 г. Заказчику была выслана разработанная проектная документация 08592000011230027300001-ПАР на проведение первоочередных противоаварийных 2024-32021 6 работ по аварийному участку кровли (письмо Исх. NА-205). 14.09.2023 г. Заказчику была направлена на согласование разработанная проектная документация в электронном виде (письмо Исх. NА-223). 27.09.2023 г. (до истечения срока выполнения работ) разработанная проектная документация была направлена Подрядчиком в установленном порядке на проведение государственной экспертизы в ГАУ г. Москвы "Московская государственная экспертиза" (Мосгорэкспертиза) (обращение N 0001-9000003- 031104-0020070/23 от 27.09.2023 г.). 25.10.2023 г. был получен отказ ГАУ "Мосгорэкспертиза" (исх. N 77-6129/23- (0)-3) в принятии проектной документации в связи с отсутствием полного пакета документов, необходимых для получения соответствующей государственной услуги. Основанием для отказа явилось, в том числе, непредставление документа, послужившего основанием для разработки проектной документации (п. 10 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87), а также неподтверждение источника финансирования. В тот же день, 25.10.2023 г., данный отказ был направлен специалисту Заказчика, однако ответа не поступило, документы не были представлены.
Также Исполнитель пояснил, что 10.11.2023 г. Заказчику было направлено письмо об отсутствии документов, необходимых для повторной подачи заявления на прохождение государственной экспертизы, что увеличивает срок выполнения обязательств по Контракту, а также с просьбой выслать их в адрес Подрядчика в кратчайшие сроки (письмо Исх.NА-271).
Ответ от Заказчика на данное письмо также не поступил. 21.11.2023 г. после предоставления сведений об источнике финансирования (письмо Заказчика N АК/20-432 от 14.11.2023 г.) и предоставления документа, послужившего основанием для разработки проектной документации (Приказ руководителя Заказчика N 27 от 21.04.2023 г.) проектная документация была направлена на проведение государственной экспертизы в Мосгорэкспертизу.
Также Исполнитель отметил, что в соответствии с подп. 5 п. 8.1 Технического задания "Требования к количеству и оформлению результата работ" Подрядчик направляет проектно-сметную документацию для проведения государственной экспертизы, которая даёт свои замечания и общую оценку проекта. При этом, ни в извещении, ни в условиях Контракта не установлена обязанность Подрядчика по оплате проведения экспертизы. Ввиду вышеизложенного 24.11.2023 г. Подрядчиком было направлено Заказчику письмо исх. N А-287 с просьбой оплатить стоимость услуг экспертизы. Однако Заказчиком было отказано (письмо N АК/20-442 от 29.11.2023 г.). В связи с отказом Заказчика, а также отсутствием в извещении и Контракте условия об оплате Подрядчиком экспертизы Подрядчик направил в адрес Заказчика уведомление о приостановке Работ по Контракту с 30.11.2023 г. 29.12.2023 г. в связи с вышеизложенным Работы были возобновлены. 19.01.2024 г. было сформировано и направлено в Мосгорэкспертизу заявление о проведении государственной экспертизе. 25.01.2024 г. был заключен договор N Г/211 с Мосгорэкспертизой на проведение государственной экспертизы. 30.01.2024 г. посредством портала было прислано уведомление от Мосгорэкспертизы о начале проведения государственной экспертизы.
Согласно данному уведомлению плановая дата выпуска заключения - 14.03.2024 г. 2024-32021 7 В ходе проведения экспертизы экспертным органом были выставлены замечания, препятствующие получению положительного заключения, устранения которых не зависит от воли Подрядчика и требующие содействия Заказчика. О чем Заказчик был уведомлен в письме исх. N 90.
Однако на настоящий момент данное замечание не устранено Заказчиком. Комиссия Управления отмечает, что Подрядчик утверждает, что не смог добиться положительного результата экспертизы из-за отсутствия содействия со стороны Заказчика, выразившееся в неустранении замечаний Мосгорэкспертизы. В письме Подрядчика N 90 от 14 июня 2024 года Мосгорэкспертиза потребовала от Заказчика устранить несоответствие в части адреса Объекта в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между ОАО "МОЭСК" и Территориальным органом Федеральной службы статистики по г. Москве от 11 ноября 2010 года N МКС/104.1/2942 в связи с тем, что этот адрес не относится к рассматриваемому объекту. Однако 28.03.2024 Заказчик направил в адрес Мосгорэкспертизы письмо (исх. N АК/20-43 от 28.03.2024 года), в котором сообщил, что в рамках экспертизы в приложенном Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 11 ноября 2010 года N МКС/104.1/2942 потребителем указан Территориальный орган Федеральной службы статистики по г. Москве в связи с тем, что Заказчику предоставлены в безвозмездное пользование площади, ранее занимаемые Мосстатом, ОА "Мосэнергосбыт" принято решение при заключении договора с Представительством от 14.07.2023 N 77620001968984 не вводить новый акт разграничения балансовой принадлежности в силу отсутствия каких-либо изменений. Вместе с тем Исполнителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Подрядчик не смог получить положительное заключение экспертизы по вине Заказчика. Кроме того, на обозрение Комиссии Управления Исполнитель не представил замечания, полученные от Мосгосэкспертизы, а также не представил доказательства, устранения полученных от Мосгосэкспертизы замечаний.
Также Комиссия Управления отмечает, что согласно п. 5.4.2.
Контракта без увеличения цены работы выполнить все необходимые действия в целях соблюдения требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6.5 Контракта в цену Контракта включены все расходы Подрядчика, связанные с выполнением Работ, в том числе расходы на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, а также причитающееся Подрядчику вознаграждение. Вопреки доводам Исполнителя об отсутствии обязанности Подрядчика по оплате проведения экспертизы, исходя из положений Контракта, вышеуказанные расходы включены в цену Контракта, в связи с чем у Исполнителя не было оснований для приостановки работ, которая привела к задержке выполнения обязательств по Контракту.
Согласно п 3.3. Контракта: "Результатом выполненной работы по настоящему Контракту является: техническое заключение с рекомендациями по устранению дефектов или составу строительных работ; 2024-32021 8 в соответствии с полученным заданием (или его копии) на работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения подготовить рабочую документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий. Вместе с тем работы не были выполнены в полном объёме и в срок, установленный Контрактом (05 декабря 2023 года).
Также они не были завершены на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств. Комиссия Управления отмечает, что представитель ООО "Бюро А495" не представил документы и сведения, указывающие на добросовестные действия Исполнителя при исполнении Контракта. Вместе с тем Комиссия Управления указывает, что ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, а именно срыв сроков выполнения работ, подтверждается неоднократным направлением в адрес Исполнителя претензий со стороны Заказчика. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, на момент вступления в силу Решения нарушения, указанные в претензиях, не устранены, работы надлежащим образом и в полном объеме не выполнены Исполнителем.
Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность, следовательно, участвуя в закупке, Подрядчик взял на себя все риски, связанные с исполнением/неисполнением договора.
На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения ООО "Бюро А495" своих обязательств по Контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что Заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении Контракта, отсутствие со стороны ООО "Бюро А495" безусловных и убедительных доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по Контракту, Комиссия Управления приходит к выводу о допущенной ООО "Бюро А495" при исполнении им своих обязательств по Контракту недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к ООО "Бюро А495" мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно постановлению Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2018 Ф05-20616/2017, принимая решение об участии в закупках, и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законодательством, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Законодательства. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 2024-32021 9 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Бюро А495" (127055, Г.МОСКВА, УЛ ОБРАЗЦОВА, Д. 7, ЭТ 2 ПОМ III КОМ 16-23, ИНН: 7716644513), генерального директора/учредителя (Юдич Юлия Михайловна, ИНН: 774395935876) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Бюро А495" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Председатель комиссии А.С. Спирякова Члены комиссии: Н.А. Гришина К.В. Змиевская Исп.Гришина Н.А. 2024-32021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июля 2024 г. N 077/10/104-8970/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024