рассмотрев материалы дела N7-3/435 по обращению заказчика - КГБНОУ "Краевой детский центр "Созвездие" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Все в порядке" (ИНН 2723207931 / КПП 272301001), директоре/учредителе общества - Васильев Николай Александрович (ИНН 272391003770) в связи с односторонним отказом от контракта N04-07/20 от 22.03.2024 (Реестровый номер контракта 2271301209824000023) на выполнение работ по текущему ремонту эвакуационных выходов и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Все в порядке",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее. Контракт N04-07/20 от 22.03.2024 на выполнение работ по текущему ремонту эвакуационных выходов между КГБНОУ "Краевой детский центр "Созвездие" и ООО "Все в порядке" заключен по результатам проведения запроса котировок в электронной форме (извещение N0322200027424000045 от 12.03.2024) (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является: Выполнение работ по текущему ремонту эвакуационных выходов. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте.
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 799 800 рублей 00 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов. Сумма, подлежащая уплате Заказчиком Подрядчику - юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком. Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта. Требовать от Подрядчика представления надлежащим образом оформленной отчетной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с настоящим контрактом. Запрашивать у Подрядчика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по настоящему контракту (п. 4.1.1 - 4.1.3 контракта). Подрядчик обязан выполнить все Работы по настоящему контракту в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте. Своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта. Предоставлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком 2024-7888 2 запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по настоящему контракту. Представить Заказчику надлежащим образом оформленную исполнительную документацию на выполненные работы, иную документацию, предусмотренную действующим законодательством (акты освидетельствования скрытых работ; документы, подтверждающие надлежащее качество и безопасность материалов, которые были применены в ходе выполнения Работ по контракту; исполнительные схемы; документы, подтверждающие объем и состав работ, выполненных в счет непредвиденных работ и затрат, предусмотренных Технической частью). Исполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством и контрактом (п. 4.4.2, 4.4.3, 4.4.15, 4.4.17, 4.4.23 контракта).
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: начало выполнения Работ: с даты заключения контракта. Окончание Работ: не позднее "30" апреля 2024 года.
В соответствии с п. 5.1.1 контракта дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта.
Дата окончания исполнения контракта: 21.06.2024.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) (п. 9.1, 9.2 контракта).
Согласно п. 13.1 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки выполнения Работ более чем на 10 дней;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2 контракта).
В соответствии с приложением N1 к контракту стороны согласовали техническую часть: N п/п Наименование работы, наименование Значение характеристики характеристики (показателя) работы (показателя) 1 2 3 1 Выполнение работ по текущему ремонту эвакуационных выходов 1.1 Выполнение работ по текущему ремонту да эвакуационных выходов выполняются в соответствии с требованиями, указанными в приложении к Технической части В соответствии с п. 1,2,7 Технической части Полный перечень и объем работ, подлежащих выполнению, указан в Ведомостях объемов работ (Приложение N 2) и Локальных сметных расчетах (Приложение 1). Работы выполняются в один этап, в соответствии с Ведомостью объемов работ, Технической частью. Работы выполняются в один этап для обеспечения возможности использования персоналом Заказчика 2024-7888 3 объекта. Срок выполнения и объемы работ - согласно контракта и локального расчета. Подрядчику необходимо обеспечить изоляцию действующих частей здания от строительного мусора и пыли. Двери выходов не должны быть заперты, пути эвакуации во время ремонта не должны быть захламлены строительным мусором, оборудованием, материалами для обеспечения возможности беспрепятственной эвакуации людей из помещений здания в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 9 Технической части контракта подрядчик должен:
- предоставить Заказчику документ о назначении представителя, ответственного за проведение работ;
- получить Акт-допуск на выполнение работ на Объекте Заказчика;
- обеспечить освидетельствование и промежуточную приемку скрытых работ. Дальнейшее выполнение работ выполнять только после подписания актов на скрытые работы Заказчиком;
- незамедлительно поставить в известность представителя Заказчика при выявлении неучтенных дополнительных работ;
- осуществить выполнение работ в последовательности, установленной нормативами и правилами для данных видов работ;
- для организации прохода своих работников и заезда автотранспорта на территорию Заказчика предоставить до начала работ список своих работников, а также список задействованных автомобилей и другой техники. Для осуществления пропуска работников Подрядчика на Объект в конкретные даты выходных и праздничных дней Подрядчик должен не позднее, чем за 2 рабочих дня до указанных дат согласовать с Заказчиком список работников и автотранспорта, допуск которых необходим для выполнения работ в выходные и праздничные дни;
- обеспечить содержание и уборку места выполнения работ и прилегающей непосредственно к нему территории, ежедневный вывоз строительного мусора; строительный мусор может складироваться в месте, определенном Заказчиком, и вывозится Подрядчиком по мере накопления;
- обеспечить при выполнении работ сохранность существующих эксплуатируемых инженерных сетей и коммуникаций: электропроводки, электрического оборудования, пожарно-охранной сигнализации, сетевых кабелей и кабелей связи, системы холодного и горячего водоснабжения, канализации, сантехнического оборудования, напольного покрытия, оконных и дверных конструкций;
- по окончании выполнения работ подрядчик предоставляет форму КС-2 с подтверждением всех объемов исполнительной документацией (акты скрытых работ, исполнительные схемы, паспорта и сертификаты на материалы и оборудование, журнал выполненных работ и т.д.) Как следует из обращения Заказчика, в соответствии с условиями Контракта поставщик принял на себя обязательства по своевременному выполнению работ по текущему ремонту эвакуационных выходов в связи с просрочкой выполнения обязательств по контракту, в связи с нарушением сроков выполнения работ, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N04-07/20 от 22.03.2024 (решение от 17.06.2024 N02-50-689).
В результате изучения материалов дела N7-3/435, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам. 2024-7888 4 В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства. Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, 2024-7888 5 предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. 17.05.2024 КГБНОУ "Краевой детский центр "Созвездие" в адрес общества направлена претензия N02-50-544 из которой следует, что окончание работ не позднее 30.04.2024.
Данное условие контракта нарушено обществом, до настоящего времени подрядчик не приступил к работам. Просрочка выполнения работ составляет 17 дней: с 01.05.2024 по 17.05.2024.
Начислена пеня в сумме 7 251,52 руб. 31.05.2024 заказчиком в адрес общества направлена претензия N02-50-600 из которой следует, что окончание работ не позднее 30.04.2024.
Данное условие контракта нарушено обществом, до настоящего времени подрядчик не приступил к работам. Просрочка выполнения работ составляет 29 дней: с 01.05.2024 по 29.05.2024.
Начислена пеня в сумме 12 370,24 руб.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 17.06.2024 в связи с тем, что обществом допущено существенное нарушение условий контракта. 17.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения договора опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком 2024-7888 6 подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 27.06.2024.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. 28.06.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут. Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что контракт на выполнение работ по текущему ремонту эвакуационных выходов заключен на сумму 799 800,00 руб. Стоимость исполненных обязательств ООО "Все в порядке" составляет - 0 руб.
В соответствии с условиями контракта работы должны быть выполнены с 22.03.2024 по 30.04.2024 (п. 5.1 контракта), однако ООО "Все в порядке" данные работы в срок, определенные контрактом не выполнены. При этом Общество, подавая заявку на участие в торгах, ознакомилось с условиями закупки, приняв обязательство по выполнению работ по текущему ремонту эвакуационных выходов. Однако в нарушение указанных условий государственного контракта, Общество в установленный срок работы по контракту не выполнило. Объективных препятствий, не позволяющих в срок, определенный контрактом, исполнить обязательства по контракту, Комиссией Хабаровского УФАС России не установлено. Доказательств препятствования работам на объекте ООО "Все в порядке" также в материалы дела не представлено.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения 2024-7888 7 исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств. Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта. Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, 2024-7888 8 подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Все в порядке", в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учла, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Все в порядке" не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. Принимая участие в закупке, ООО "Все в порядке" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами. При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке. Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Все в порядке", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России принимает решение о включении информации об ООО "Все в порядке" (ИНН 2723207931 / КПП 272301001), директоре/учредителе общества - Васильев Николай Александрович (ИНН 272391003770) в реестр недобросовестных поставщиков.
Также в ходе проведения проверки от ООО "Все в порядке" в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта N04-07/20 от 22.03.2024 (Реестровый номер контракта 2271301209824000023) на выполнение работ по текущему ремонту эвакуационных выходов, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не поступало.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России, 2024-7888 9
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГБНОУ "Краевой детский центр "Созвездие" в отношении ООО "Все в порядке" (ИНН 2723207931 / КПП 272301001), директора/учредителя общества - Васильева Николая Александровича (ИНН 272391003770) в связи с односторонним отказом от контракта N04-07/20 от 22.03.2024 (Реестровый номер контракта 2271301209824000023) на выполнение работ по текущему ремонту эвакуационных выходов, сроком на два года. Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд. Председатель комиссии Л.А. Ильченко Члены комиссии: А.А. Михайлова М.А. Пилипенко Исп.Михайлова А.А. тел.7 (4212) 30-68-93 2024-7888 10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 июля 2024 г. N РНП-27-303
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024