Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: *, посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-00 осуществлено проведение внеплановой проверки, в отсутствие представителей:
- заказчика в лице Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, уведомленного надлежащим образом о месте и времени проведения проверки, проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, закупочной комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N 0262100000123000287) в части наличия нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закона о контрактной системе), в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее Постановление N 1576), ст. 99 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
Управлением Федеральной антимонопольной службы на основании пп "б" п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении заказчика в лице Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, закупочной комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N 0262100000123000287).
Внеплановая проверка проведена в соответствии с пп. "б" п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1576.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее: 03.08.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N 0262100000123000287).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 000 000,00 рублей.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать 2 порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В силу ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта. Комиссией установлено, что заказчиком в структурированной форме извещения указано следующее: Срок исполнения контракта - 20.11.2023 г. При этом п. 2.1 раздела 1 "Проекта государственного контракта" установлено следующее: "В соответствии с настоящим Контрактом Исполнитель обязуется выполнить работу в полном объеме в срок с момента подписания настоящего Контракта до "20" ноября 2023 года, в соответствии с Описанием объекта закупки, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
Таким образом, дата окончания выполнения работ совпадает с датой окончания исполнения контракта. Заказчиком при указании в извещении срока окончания исполнения контракта не учтено, что срок исполнения контракта включает в себя все этапы и меры, реализуемые после заключения контракта, в том числе также приемку и оплату.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком установлен противоречивый срок исполнения контракта, ввиду чего, данные действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. В указанных действиях заказчика имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд 3 установлены постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - постановление Правительства N 617).
Пунктом 2 постановления Правительства установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В силу п. 4 постановления Правительства N 617 ограничения, установленные Постановлением N 617 распространяются на товары, включенные в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 617 (далее - Перечень), в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Заказчиком в структурированной форме извещения установлен объект закупки "выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения ими инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2023 году", а также код ОКПД2 - 32.50.22.121 "Протезы внешние" (далее - Товар). При этом Товар, поставляемый в рамках выполнения работ, содержится в пункте 157 Перечня с аналогичным кодом ОКПД2.
Таким образом, заказчиком в структурированной форме извещения неправомерно не применены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг в соответствии с постановлением Правительства N 617.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи. Указанный порядок установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства N 2604).
Согласно пп. "в" п. 24 постановления Правительства N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
На основании пп. "в" п. 28 постановления Правительства N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 постановления Правительства N 2604 документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик в структурированной форме извещения
установил
объект закупки "выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов в 2023 году". На заседании Комиссии установлено, что заказчиком в п. 2 приложения к структурированной форме извещения "критерии и порядок оценки заявок на участие в электронном конкурсе" (далее - Порядок оценки) по 4 критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель), согласно которому:
- оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей. Вместе с тем, по убеждению Комиссии, с технической точки зрения, изготовление протезов нижних конечностей аналогично изготовлению протезов верхних конечностей, поэтому требования о наличии исполненных контрактов исключительно в сфере изготовления протезов верхних конечностей не предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения подрядчиком своих обязательств по контракту. Исходя из вышеуказанного порядка оценки, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о необходимости предоставления для целей оценки контракта, в рамках которого участнику необходимо изготовить только протезы верхних конечностей, поскольку указанное условие может привести к необоснованному ограничению числу потенциальных участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки, нарушают ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП. В связи с изложенным, руководствуясь пп "б" п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области" выявлено нарушение ч. 3 ст. 14, ч. 8 ст. 32, ч. 1 ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 42, п. 15 ч. 1 ст. 42, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с наличием заключенного контракта.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, разместившего извещение по закупке N 0262100000123000287, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу:
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения 20 г. в . 5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, утвердившего порядок оценки заявок участников закупки, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу:
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения 20 г. в . Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 июня 2024 г. N 066/06/99-2234/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024