Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей Заказчика - ГБУЗ "ГБ г-к Геленджик" МЗ КК (ходатайство в материалах дела), в отсутствие представителей ООО "МПК "Елец", рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГБ г-к Геленджик" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (шприц общего назначения)" (извещение N 0318300104624000315) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что поз.3, 4 "Описание объекта закупки" составлены с нарушениями ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "ГБ г-к Геленджик" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (шприц общего назначения)" (извещение N 0318300104624000315).
Начальная (максимальная) цена контракта - 253 069,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по поз.3, 4 требуется к поставке:
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/ 32.50.13.110-00004567 |
Возможность соединения с катетером |
Нет |
- |
|
Градуированный объем шприца |
3 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
|
||
Защитный стопор |
Да |
- |
|
||
Игла в комплекте |
Одна и более |
- |
|
||
Коннектор |
Луер Лок |
- |
|
||
Конус с концентрическим расположением |
Нет |
- |
|
||
Цилиндр прозрачен |
соответствие |
- |
для контроля отсутствия воздушных пузырьков (исключения эмболии мелких сосудов) при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
||
Длина трубки иглы |
40 |
Миллиметр |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
||
Диаметр трубки иглы |
0,8 |
Миллиметр |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
||
Игла предустановлена в защитное устройство |
соответствие |
- |
для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы |
||
Защитное устройство - пластиковый чехол с павильоном, закрывающий иглу после использования |
соответствие |
- |
для предотвращения контакта персонала с иглой |
||
Активация производится одной рукой на удалении от иглы |
соответствие |
- |
для устранения необходимости прикосновения пальца к игле |
||
Пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него пластиковых зажимов |
соответствие |
- |
для предотвращения контакта персонала с иглой |
||
Отсутствие латекса в составе изделия, что подтверждается информацией на упаковке. |
наличие |
- |
Исключает наличие аллергенов и идентификация продукции не имеющей в своем составе латекс. |
||
Упаковка индивидуальная стерильная, тип Блистер/полибег |
соответствие |
- |
обеспечивает максимальное удаления газов после стерилизации |
||
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/ 32.50.13.110-00004574 |
Возможность соединения с катетером |
Нет |
- |
|
Градуированный объем шприца |
20 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
|
||
Защитный стопор |
Да |
- |
|
||
Игла в комплекте |
Одна и более |
- |
|
||
Коннектор |
Луер Лок |
- |
|
||
Конус с концентрическим расположением |
нет |
- |
|
||
Цилиндр прозрачен |
соответствие |
- |
для контроля отсутствия воздушных пузырьков (исключения эмболии мелких сосудов) при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
||
Длина трубки иглы |
40 |
Миллиметр |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
||
Диаметр трубки иглы |
0,8 |
Миллиметр |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
||
Игла предустановлена в защитное устройство |
соответствие |
- |
для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы |
||
Защитное устройство - пластиковый чехол с павильоном, закрывающий иглу после использования |
соответствие |
- |
для предотвращения контакта персонала с иглой |
||
Активация производится одной рукой на удалении от иглы |
соответствие |
- |
для устранения необходимости прикосновения пальца к игле |
||
Пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него пластиковых зажимов |
соответствие |
- |
для предотвращения контакта персонала с иглой |
||
Отсутствие латекса в составе изделия, что подтверждается информацией на упаковке. |
наличие |
- |
Исключает наличие аллергенов и идентификация продукции не имеющей в своем составе латекс. |
||
Упаковка индивидуальная стерильная, тип Блистер/полибег |
соответствие |
- |
обеспечивает максимальное удаления газов после стерилизации |
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В п.6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из содержания описания объекта закупки следует, что Заказчиком по позиции 3, 4 "Описания объекта закупки" требуется к поставке шприц общего назначения (КТРУ 32.50.13.110-00004574).
По указанной позиции Заказчиком установлены характеристики в соответствии с КТРУ с учетом п.6 Правил указаны дополнительные требования "Игла предустановлена в защитное устройство; Защитное устройство - пластиковый чехол с павильоном, закрывающий иглу после использования", и приведено обоснование необходимости их использования: "для предотвращения контакта персонала с иглой, для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы".
Заявитель указывает, что установленная Заказчиком дополнительная характеристика соответствует товарам импортного производства единственного производителя, а именно: шприцы, требуемые к поставке по позиции 3 по совокупности технических и функциональных характеристик (игла предустановлена в защитное устройство для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы; пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него специальных пластиковых зажимов) соответствуют медицинским изделиям, зарегистрированным в Российской Федерации единственным производителем - ООО "Парамед Консалтинг", по регистрационному удостоверению N РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 г. (пункт 3.5. регистрационного удостоверения).
Заказчик является лечебным учреждением, осуществляющим лечение пациентов, в том числе с вирусными гепатитами и ВИЧ, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Формируя требования к техническим характеристикам товара, Заказчик опирался не только на функциональные характеристики товара, но и на безопасность их использования медицинским персоналом в процессе выполнения медицинских манипуляций пациентам. Заказчик предпринимает максимальные меры защиты медицинского персонала и пациентов от травмирования и инфицирования опасными гемоконтактными инфекциями во время и после процедуры, направленные на предотвращение возникновения медицинских аварий и профессионального инфицирования персонала. При выполнении профессиональных обязанностей персонал медицинского учреждения должен рассматривать каждого пациента как потенциальный источник инфекции, в том числе ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов.
Указанные товары по поз.3, 4 "Описания объекта закупки" приобретаются с целью использования медицинскими сотрудниками при осуществлении оказания скорой медицинской помощи вне стационарных учреждений (при выезде к пациенту на дом). В случае оказания помощи ВИЧ-инфицированному больному, есть опасность заражения при закрытии шприца после введения лекарственного препарата.
Заказчик пояснил, что описание объекта закупки составлено с учетом положений п.6 Правил. При установлении дополнительных характеристик Заказчик руководствовался положениями стандартизации ГОСТ ISO 7886-4-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению".
Формируя требования к техническим характеристикам товара, Заказчик опирался не только на функциональные характеристики товара, но и на безопасность их использования медицинским персоналом в процессе выполнения медицинских манипуляций пациентам. То есть, установив данное требование, Заказчик обеспечивает максимальные меры защиты медицинского персонала и пациентов от травмирования и инфицирования опасными гемоконтактными инфекциями во время и после процедуры.
В связи с изложенным, Заказчик установил такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента и медицинского персонала, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Закупаемый Заказчиком товар не является уникальным, на российском рынке медицинских товаров имеет свободное обращение, зарегистрирован в установленном порядке.
В рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам , с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
В связи с изложенным, Заказчик установил такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента и медицинского персонала, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
При подготовке Описания объекта закупки Заказчиком проводился анализ рынка на наличие соответствующего потребности Заказчика товаров. Анализ показал, что на рынке присутствуют товары нескольких производителей, производящих шприц с механизмом предотвращения повторного использования:
- РУ N РЗН 2022/16912 от 19.10.2022 г. - ООО "Снабполимер Медицина", (место производства: Россия, Китай);
- РУ N ФСР 2008/03974 от 26.10.2010 г. - ООО "Кострома-Медико" (место производства: Россия);
- РУ N РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 г. - ООО "Парамед Консалтинг" (место производства : Россия, Китай);
- РУ N ФСЗ 2010/06850 от 07.04.2017 г. - "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ" (место производства: Германия, Россия, Китай);
- РУ N ФСЗ 2009/05590 от 10.06.2021 г. - "СФМ Госпитал Продактс ГмбХ" (место производства: Германия, Россия);
- РУ N ФСЗ 2009/03803 от 08.09.2022 г - "Уси Юйшоу Медикал Эплаенсиз Ко., Лтд." (место производства: Китай);
- РУ N РЗН 2016/3938 от 16.02.2017 г. - "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ" (место производства: Германия).
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены ограничение допуска и условия допуска, предусмотренным Постановлением N102.
В связи с тем, что используемый Заказчиком код КТРУ 32.50.13.110-00004572 соответствует ОКПД 2 -32.50.13.110, указанному в Перечне Постановления N102, ограничение установлено правомерно.
При этом, положения Постановления N102 являются мерами ограничительного характера в связи с чем, участие в закупке, заключение контракта, возможно для поставщиков как отечественного, так и зарубежного рынка. Запрета о включении в закупку товаров отечественных и зарубежных производителей Постановлением N102 не предусмотрено.
Закупаемые Заказчиком товары не являются уникальным, на российском рынке медицинских товаров имеют свободное обращение, зарегистрированы в установленном порядке.
Предметом аукциона является поставка, а не производство товара, в связи с чем, поставщиком товара может выступить любое физическое лицо, юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения и удовлетворяющую потребности Заказчика.
С учетом изложенного, в рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
В данном случае, при описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Заявитель не представил доказательства нарушения прав и законных интересов.
Запросов на разъяснении положений извещения о проведении закупки в адрес Заказчика не поступало.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300104624000315).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 июля 2024 г. N 638/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024