рассмотрев жалобу ООО "СОФ БАРО" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГБ N5 г. Сочи" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка расходных медицинских изделий (Шприцы)" (извещение N 0318300347824000037) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования в "Описании объекта закупки" установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе: требования поз.15,16,17 соответствуют единственному производителю; в извещении отсутствует обоснование дополнительных характеристик; наличие антиконкуретного соглашения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.06.2024 г. Заказчиком - ГБУЗ "ГБ N5 г. Сочи" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка расходных медицинских изделий (Шприцы)" (извещение N 0318300347824000037).
Начальная (максимальная) цена контракта - 500 000,00 руб.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Файл "Описание объекта закупки.xls" содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по поз. N 15,16, 17 "Шприц общего назначения" "Описания объекта закупки" установлены дополнительные характеристики требуемого товара, совокупности которых соответствует только продукция единственного производителя - ООО "ПАРАМЕД КОНСАЛТИНГ" (Китай) по РУ от 08.09.2022 РЗД 2022/18223.
По указанным позиция заказчик использует поз. КТРУ 32.50.13.110-00004568, 32.50.13.110-00004567, 32.50.13.110-00004574 и устанавливает следующие дополнительные характеристики:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Ед. измерения |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик |
Игла предустановлена в защитное устройство |
соответствие |
- |
для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы |
Защитное устройство - пластиковый чехол с павильоном, закрывающий иглу после использования |
соответствие |
- |
для предотвращения контакта персонала с иглой |
В обоснование своего довода в пояснениях Заказчик указывает, что Заказчиком проводилось изучение рынка на предмет выявления медицинских изделий, удовлетворяющих потребности заказчика. Так, например, потребности Заказчика соответствует товары, производства ООО "Парамед Консалтинг".
Данный довод не соответствует действительности, что подтверждено решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу А32-45349/2023 от 02.02.2024 (Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции 15АП-2702/2024 от 07.06.2024 г.)
Из регистрационного удостоверения от 08.09.2022 РЗД 2022/18223 производителя ООО "Парамед Консалтинг", а также инструкции по применению медицинского изделия следует, что данный производитель не выпускает шприцы с фиксированной иглой.
В отличие от шприцев "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ", шприцы производителя ООО "Парамед Консалтинг" не выпускаются с фиксированной иглой.
Как следует из регистрационного удостоверения ФЗН 2016/3938 "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ" и инструкции к применению после введения инъекции иглу закрывают специальным колпачком, то есть механическим способом.
В соответствии с открытой в доступе информации "пластиковый чехол" ООО "Парамед Консалтинг" является частью иглы и крепится непосредственно на канюле иглы, что следует из инструкции по применению медицинского изделия (стр. 11 инструкции), в отличие от Фогт Медикал Фертриб ГмбХ, у которого "пластиковый чехол" является частью цилиндра шприца (стр. 1 инструкции по применению). У ООО "Парамед Консалтинг" безопасным является игла, а у Фогт Медикал Фертриб ГмбХ безопасным является сам шприц (цилиндр). Данный производитель не выпускает шприцы с несъемной иглой, как того требует НКМИ 321610 "_на дистальном конце изделия расположена фиксированная игла_".
У производителя Фогт Медикал Фертриб ГмбХ Механизм безопасности пружинный фиксатор: после введения лекарственного препарата, шприц блокируется путем перемещения иглы в полость поршня в результате срабатывания пружины при утоплении пользователем поршня в цилиндр шприца до характерного щелчка, в отличие от безопасных шприцев Фогт Медикал Фертриб ГмбХ, механизм которого заключается в закрытии иглы колпачком, присоединенным к цилиндру механическим способом (рукой).
Описание Заказчика |
Описание производителя ООО "ПАРАМЕД КОНСАЛТИНГ" Согласно инструкции по применению медицинского изделия (ШПРИЦ ИНЪЕКЦИОННЫЙ ОДНОКРАТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СТЕРИЛЬНЫЙ по ТУ 32.50.13-001-41784054-2020) |
Игла предустановлена в защитное устройство - для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы |
П.8.2 п.п.2 - Игла инъекционная однократного применения безопасная: оснащена специальным механизмом блокировки и помогает защитить персонал от случайного укола |
Защитное устройство - пластиковый чехол с павильоном, закрывающий иглу после использования - для предотвращения контакта персонала с иглой |
Рисунок 8 п. 8.2 |
Активация производится одной рукой на удалении от иглы - для устранения необходимости прикосновения пальца к игле | |
Пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него пластиковых зажимов |
Таким образом, установленным Заказчиком дополнительным характеристикам по указанным позициям: "Игла предустановлена в защитное устройство", "Защитное устройство - пластиковый чехол с павильоном, закрывающий иглу после использования", ".Активация производится одной рукой на удалении от иглы" и "Пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него пластиковых зажимов" соответствует только продукция единственного производителя - ООО "ПАРАМЕД КОНСАЛТИНГ" по регистрационному удостоверению РЗН 2022/18223.
Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств в виде подкожного, внутрикожного, внутримышечного и внутривенного введения лекарственных средств и растворов, а также взятие крови из пальца регламентированы в ГОСТ Р 52623.4-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.03.2015 N 200-ст)".
В названном ГОСТе, а именно в таблицах NN4, 5, 6, 7, 8, 9 отражено, что выполнение вышеуказанных процедур осуществляется одноразовыми шприцами.
Согласно пункту 642 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500) изделия однократного применения после использования при манипуляциях у пациентов подлежат обеззараживанию (обезвреживанию), их повторное использование запрещается.
Таким образом, установленное Заказчиком обоснование дополнительной характеристики в виде "для предотвращения контакта персонала с иглой" фактически не является надлежащим обоснованием применения дополнительных характеристик, не предусмотренных положениями КТРУ, поскольку повторное использование одноразового шприца запрещено.
Таким образом, при "Описании объекта закупки" Заказчиком допущены нарушения п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия жалобы ООО "СОФ "БАРО" в отношении довода о наличии антиконкурентного соглашения передана в Отдел контроля экономической концентрации, проверок и анализа Краснодарского УФАС.
Комиссия на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СОФ БАРО" обоснованной в части нарушения п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "ГБ N5 г. Сочи" МЗ КК нарушение п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "ГБУЗ ГБ N5 г. Сочи" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 июля 2024 г. N 023/06/33-3297/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024