Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>,
<__>,
При участии в дистанционном режиме ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Подрядчика - представителей по доверенности,
рассмотрев обращение Заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Муравленко обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта от 06.05.2024 N 10-ЭА (далее - контракт) на выполнение работ по механизированной, ручной уборке земель, государственная собственность на которые не разграничена, ООО "Уневерсалстройпроект" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика об одностороннем отказе от государственного контракта (от 17.06.2024 N 89-175-16/01-08/883, далее - Решение об одностороннем отказе) следует, чтомежду Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Муравленко (далее - Заказчик) и ООО "УневерсалСтройПроект" (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт от 06.05.2024 N 10-ЭА (далее - Контракт) на выполнение работ по уборке свалок, расположенных в границах муниципального образования город Муравленко.
Согласно п.п. 3.2.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с условиями Контракта и технического задания в полном объёме, в установленные сроки и с надлежащим качеством, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3.1.4 Контракта предусмотрена обязанность Заказчика требовать от Подрядчика надлежащего выполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
Так, в соответствии с п.п. 3.2.16 Контракта Подрядчик обязан предоставить Заказчику, в том числе:
- в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения настоящего Контракта предоставить Заказчику перечень техники и/или автотранспортных средств, используемой при выполнении работ, в том числе оснащенной БНСТ ГЛОНАСС;
- в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения настоящего Контракта предоставить документы, подтверждающие объёмы кузова автотранспортных средств, используемых при выполнении работ (акты замеров с фотофиксацией).
В соответствии с письмом от 08.05.2024 исх. N 128 Подрядчиком предоставлены только лицензия, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности", приказ о назначении ответственного лица за выполнение работ и договор N92-ТБО/24 на оказание услуг по приёму и размещению отходов от 27.04.2024.
13.05.2024 за исх. N 89-175-16/01-08/688 в адрес Подрядчика был направлен акт о выявленных фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом.
По состоянию на 17.06.2024 Подрядчик не приступил к выполнению работ, не проявил заинтересованность в исполнении обязательств по Контракту, так как на территории города Муравленко отсутствуют представители Подрядчика, в том числе техника, необходимая для выполнения работ в соответствии с условиями Контракта.
Помимо этого, финансирование работ по Контракту осуществляется за счёт средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставленных муниципальному образованию город Муравленко на основании соглашения о предоставлении субсидии из окружного бюджета местному бюджету муниципального образования город Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа на выполнение работ по уборке свалок N 3/2024-с от 12.02.2024 (далее - Соглашение о предоставлении субсидии).
Ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязанностей по Контракту, выразившееся в не выполнении работ, влечёт за собой невозможность реализовать Соглашение о предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта срок выполнения работ: с даты заключения Контракта на электронной площадке по 16 июля 2024 года.
Выше указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Подрядчик не приступил и не проявляет заинтересованность к исполнению условий Контракта, что явно указывает на невозможность окончания работ в срок, установленный Контрактом.
В соответствии с пунктом 10.3 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3.1.8 Контракта Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств с учетом требований Закона N 44-ФЗ.
В связи с вышеизложенным на основании части 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 10.3 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 01.07.2024 N ЕГ/2090/24, представил письменные объяснения по делу N 089/10/104-442/2024 из которых следует, что стороны заключили муниципальный контракт от 06.05.2024 N 10-ЭА (далее - Контракт) на выполнение работ по уборке свалок, расположенных в границах муниципального образования город Муравленко.
Согласно п.п. 3.2.16 Контракта Подрядчик обязан предоставить Заказчику, в том числе:
- в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения настоящего Контракта предоставить Заказчику перечень техники и/или автотранспортных средств, используемой при выполнении работ, в том числе оснащенной БНСТ ГЛОНАСС;
- в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения настоящего Контракта предоставить документы, подтверждающие объёмы кузова автотранспортных средств, используемых при выполнении работ (акты замеров с фотофиксацией).
Так, во исполнение обязательств по Контракту, Подрядчиком были назначены сотрудники, ответственные за производство работ, а также сопроводительным письмом в адрес Заказчика (Исх. N 128 от 08.05.2024) направлены следующие документы:
- приказ о назначении ответственного лица за выполнение работ и доверенность;
- копия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с приложением;
- копия договора, заключенного с МУП "Муравленковские коммунальные системы".
Также Заказчик был уведомлен, что перечень техники и автотранспортных средств, а также сведения об оснащении спутниковой навигации ГЛОНАСС и доступ к данной спутниковой системе будет направлен с началом выполнения работ.
Письмом (Исх. N 143 от 16.05.2024) Заказчику был направлен акт замера, подтверждающий объем кузова грузового самосвала SCANIA - P114CB8X4HZ380, гос. номер В 051 ОУ 174.
Письмом (Исх. N 219 от 20.06.2024 г.) в адрес Заказчика были направлены перечень автотранспортных средств, оснащенных системой спутниковой навигации ГЛОНАСС и акты замера к ним:
- грузовой самосвал SCANIA - P114CB8X4HZ380, гос. номер В 051 ОУ 174;
- грузовой самосвал HOWO ZZ3327M3247W, гос. номер Е 772 НЕ 15;
- погрузчик фронтальный XCMG, LW300KN, гос. номер СК 8753 89.
Письмом (Исх. N 133 от 13.05.2024 г.) в адрес Заказчика был направлен перечень автотранспортных средств, оснащенных системой спутниковой навигации ГЛОНАСС:
- грузовой самосвал SCANIA - P114CB8X4HZ380, гос. номер В 051 ОУ 174;
- грузовой самосвал HOWO ZZ3327M3247W, гос. номер Е 772 НЕ 15.)
Письмом (Исх. N 229 от 20.06.2024) в адрес Заказчика были направлены актуальные данные для отслеживания транспортных средств SCANIA гос. номер В 051 ОУ 174, HOWO гос. номер Е 772 НЕ 15 в системе спутниковой навигации.
Сведения о регистрации входящих писем:
Вх N 89-175-16/01-08/679 от 08.05.2024
Вх N 89-175-16/01-08/689 от 13.05.2024 г.
ВХ N 89-175-16/01-08/702 от 16.05.2024 г.
N ВХ 89-175-16/01-08/925 от 25.06.2024 г.
Вх 89-175-16/01-08/945 от 27.06.2024.
Согласно сметы, которая является приложением к настоящему Контракту, работы предполагались как ручным, так и механизированным способом.
В то же время, согласно справке, полученной от Ямало-Ненецкого филиала ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС", весь май 2024 средняя амплитуда температуры была отрицательной, а высота снежного покрова на пике составляла 61 сантиметр. Данный тип местности характеризуется чередованием больших лесных участков с многочисленным количеством болот, рек, ручьев и озер. Основными особенностями такой местности являются закрытый характер, обусловленный наличием лесов, и низкая проходимость из-за крайне редкой дорожной сети, слабых грунтов и большого количества естественных препятствий.
Таким образом, выполнение работ было невозможно в мае 2024, кроме того, выполнение работ в таких условиях, привела бы к порче технике Подрядчика, ввиду неблагоприятных погодных условий, однако на сегодняшний день часть работ уже выполнена.
Размещая закупку на выполнение работ, в том числе механизированным способом, Заказчик должен был учитывать особенности работы в условиях Крайнего Севера, при определении срока выполнения таких работ.
Поскольку согласно пункта 2.2. срок исполнения контракта (с учётом приёмки и оплаты товаров, работ, услуг) с даты заключения Контракта на электронной площадке по 29.08.2024, таким образом на сегодняшний день истекла лишь меньшая часть срока.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
06.05.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт N 10-ЭА (далее - Контракт).
17.06.2024 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 28.06.2024.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии решение об одностороннем отказе Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Частью 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в существенном нарушении им условий контракта.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Из контракта следует, что срок выполнения работ: с даты заключения Контракта на электронной площадке по 16 июля 2024 года (п.2.1), срок исполнения контракта (с учётом приёмки и оплаты товаров, работ, услуг) с даты заключения Контракта на электронной площадке по 29.08.2024. Контракт заключен 06.05.2024.
Причиной расторжения Контракта послужило невыполнение в установленные сроки отдельных обязательств, предусмотренных условиями Контракта и технического задания, что по мнению Заказчика не позволит завершить работы по Контракту в установленные сроки.
По информации Подрядчика, задержка в выполнении работ была обусловлена климатическими условиями в данной местности. Средняя амплитуда температуры была отрицательной, а высота снежного покрова на пике составляла 61 сантиметр. По мнению Подрядчика, выполнение работ было невозможно в мае 2024.
Кроме того, выполнение работ в таких условиях, привела бы к порче техники Подрядчика, ввиду неблагоприятных погодных условий, однако на сегодняшний день часть работ уже выполнена. Помимо этого, Подрядчик сообщил, что приступил к выполнению работ, часть работ уже выполнена.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя были направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
На случай ненадлежащего исполнения Подрядчиком условий Контракта законодательством о контрактной системе и положениями контракта предусмотрено применение к Подрядчику гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, отказа в оплате по контракту, что является достаточной стимулирующей мерой для восстановления нарушенных прав и законных интересов Заказчика.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлено.
Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Уневерсалстройпроект" представленную Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Муравленко по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта от 06.05.2024 N 10-ЭА на выполнение работ по механизированной, ручной уборке земель, государственная собственность на которые не разграничена, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 4 июля 2024 г. N 089/10/104-442/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024