в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории автономного округа, начальная (максимальная) цена контракта - 331 643 749,96 рублей (извещение N 0190200000324007218).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Место проведения внеплановой проверки: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23.
Уведомлением Ямало-Ненецкого УФАС России (исх.N АД/2052/24 от 27.06.2024) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 04.07.2024, а также направлен запрос Заказчику, Уполномоченному органу о предоставлении мотивированных возражений на обращение Заявителя, иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
На уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России Заказчиком представлены письменные пояснения и информация по проводимой внеплановой проверке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение ООО "Цифин".
Заседание комиссии состоялось 04.07.2024. В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании был объявлен перерыв, заседание продолжилось в 04.07.2024 в 15 час.00 мин.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки N 0190200000324007218 было размещено 05.06.2024 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Заявитель обжалует положения Извещения об осуществлении закупки и прилагаемые к извещению документы, а именно:
1. В извещении неправомерно установлено дополнительное требование в соответствии с пунктом 4 ПП РФ от 29.12.2021 N2571.
2. Заявитель считает, что требования, установленные пунктах 4.5, 4.6, 4.7 раздела 4 "Порядок оказания услуги" Извещения об осуществлении закупки, а также в пунктах 4.2.3, 4.2.4, 4.2.7 проекта контракта, являются избыточными, необоснованно ограничивающим число потенциальных участников закупки.
Комиссия, проверив обоснованность установленных Заказчиком требований в Извещении об осуществлении закупки и проекте контракта при проведении вышеуказанной закупочной процедуры, установила следующее.
1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта составляет 331 643 749,96 рублей, что превышает двадцать миллионов рублей, следовательно, установленные в извещении требования не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является оказание услуг по обслуживанию систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории автономного округа, указан код ОКПД2 82.99.19.000 "Услуги вспомогательные, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие, не включенные в другие группировки". Исполнителем оказываются услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования специального назначения.
Комиссия отмечает, что в пунктах 4.5, 4.6, 4.7 Извещения об осуществлении закупки установлено следующее:
4.5. Исполнитель оказывает Услуги специалистами, прошедшими обучение и имеющими свидетельство (сертификат) завода-изготовителя ООО "Симикон" с обязательным предоставлением соответствующих свидетельств (сертификатов) Заказчику до начала оказания Услуг, но не позднее 3 (трех) рабочих дней после заключения Контракта. Специалисты без свидетельств (сертификатов) к обслуживанию Комплексов ФВФ не допускаются. Приостановление предоставления Услуг на профилактические работы производится по согласованию с Заказчиком.
4.6. Для своевременной реакции на выход из строя, поломку или замену сломанного оборудования, Исполнитель должен являться действующим сервисным центром завода-изготовителя Комплексов ФВФ ООО "Симикон" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа или иметь на момент заключения Контракта договор субподряда с соответствующим центром.
4.7. После заключения Контракта в течение 3 (трех) рабочих дней Исполнитель обязан предоставить Заказчику копии документов, подтверждающих право проводить ремонтные работы Комплексов ФВФ завода-изготовителя ООО "Симикон" или договор субподряда с соответствующим центром.
Аналогичные условия содержаться в пунктах 4.2.3, 4.2.4, 4.2.7, 5.3, 5.4, 5.5 проекта контракта:
4.2.3. В течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта предоставить Заказчику список Контролеров и Операторов по работе с Комплексами ФВФ, прошедших обучение и имеющих право на осуществление технического обслуживания Комплексов ФВФ.
4.2.4. В течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта предоставить Заказчику копии документов, подтверждающих право проводить ремонтные работы Комплексов, произведенных заводами-изготовителями ООО "Симикон" и ООО "Корда Групп", или иметь на момент заключения Контракта договор субподряда с сервисными центрами соответствующих заводов-изготовителей. Договор субподряда предоставляется не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта.
4.2.7. Привлекать для ремонта Комплексов ФВФ освидетельствованных специалистов, имеющих право проводить техническое обслуживание и ремонтные работы Комплексов ФВФ.
5.3. Исполнитель оказывает Услуги специалистами, прошедшими обучение и имеющими свидетельство (сертификат) завода-изготовителя ООО "Симикон" и ООО "Корда Групп" с обязательным предоставлением соответствующих свидетельств (сертификатов) Заказчику до начала оказания Услуг, но не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта. Специалисты без свидетельств (сертификатов) к обслуживанию Комплексов не допускаются.
5.4. Для своевременной реакции на выход из строя, поломку или замену сломанного оборудования, Исполнитель должен являться действующим сервисным центром завода-изготовителя Комплексов ООО "Симикон" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа или иметь на момент заключения Контракта договор субподряда с соответствующим центром. Договор субподряда предоставляется не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта.
5.5. Для своевременной реакции на выход из строя, поломку или замену сломанного оборудования, Исполнитель должен являться действующим сервисным центром завода-изготовителя Комплексов ООО "Корда Групп" или иметь на момент заключения Контракта договор субподряда с соответствующим центром. Договор субподряда предоставляется не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта.
Комиссией установлено, что приведенное заказчиком обоснование необходимости предъявления указанных требований, о том что Исполнитель должен являться действующим сервисным центром завода-изготовителя Комплексов ФВФ ООО "Симикон" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа или иметь на момент заключения Контракта договор субподряда с соответствующим центром (часть комплексов находится на гарантии и в соответствии с требованиями заводов-изготовителей к их обслуживанию могут быть допущены только квалифицированные специалисты, прошедшие соответствующее обучение; данное требование направлено на обеспечение сохранности имущества заказчика и минимизации рисков причинения ущерба, в случае отказа от гарантийного ремонта из-за действий неквалифицированных сотрудников исполнителя) не соотносится с условиями исполнения контракта.
Так в приложении N 1 к Контракту в техническом задании содержится перечень оборудования - комплексов ФВФ, в том числе АвтоУраган-ВСМ-2, "Кордон.Пром"М, всего 70 ед. стационарных комплексов, 8 ед. передвижных комплексов, 4 мобильных комплекса.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что на гарантии находится 27 комплексов, а именно 14 комплексов производства 2023 года и 13 комплексов 2022 года.
На заседании Комиссии установлено, что не все комплексы, указанные в техническом задании, могут находиться на гарантии производителя на начало исполнения контракта.
Необходимо отметить, что услуги по контракту оказываются поэтапно с 09.07.2024 по 25.02.2027.
Следовательно, период действия гарантии 13 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД 2022 года выпуска не соответствует сроку оказания услуг по контракту, заключаемому по итогам рассматриваемой закупки на весь объем, и является незначительным по отношению к общему сроку оказания услуг.
При этом следует учесть, что заказчик в п.1.2 технического задания проекта контракта предусмотрел, что исполнитель несет ответственность перед Заказчиком, поручившим ему техническое обслуживание и ремонт Комплексов ФВФ за соответствие качества, объема и периодичности проведения работ согласно настоящему техническому заданию.
Также Комиссия обращает внимание на то, что довод представителя заказчика о необходимости установления требований в п. 4.6 технического задания о том, что для своевременной реакции на выход из строя, поломку или замену сломанного оборудования, Исполнитель должен являться действующим сервисным центром завода-изготовителя Комплексов ФВФ ООО "Симикон" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа или иметь на момент заключения Контракта договор субподряда с соответствующим центром, не соотносится с установленным заказчиком требованиями к порядку проведения ремонта комплексов.
Так, в п. 7.3 технического задания определено, что сроки выполнения ремонтно-диагностических работ составляют для диагностики неисправностей - не более двух суток с момента возникновения; для ремонта оборудования - не более десяти суток после диагностики; для сложного ремонта оборудования - не более двадцати рабочих дней.
Следовательно, общий срок ремонтных работ составляет не более 30 рабочих дней, что позволяет производить необходимые работы не только на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Указанные в пунктах 4.5, 4.6, 4.7 извещения об осуществлении закупки, в пунктах 4.2.3, 4.2.4, 4.2.7, 5.3, 5.4, 5.5 проекта контракта положения носят императивный характер и накладывают на лицо, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, обязанность по наличию специалистов, прошедших обучение и имеющих свидетельство (сертификат) завода-изготовителя ООО "Симикон" и ООО "Корда Групп" с обязательным предоставлением соответствующих свидетельств (сертификатов) Заказчику до начала оказания Услуг, но не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта, практически на момент заключения контракта.
Положения Извещения об осуществлении закупки, проекта контракта о том, что Исполнитель должен являться действующим сервисным центром завода-изготовителя Комплексов ООО "Симикон" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, действующим сервисным центром завода-изготовителя Комплексов ООО "Корда Групп" или иметь на момент заключения Контракта договор субподряда с соответствующим центром, являются требованиями к участникам о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов и фактически не соотносятся с иными условиями исполнения контракта.
Надлежащих доказательств обоснованности установления рассмотренных требований Извещения об осуществлении закупки и проекта контракта Заказчиком не представлено.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, в части установления требований к наличию у Исполнителя сотрудников, сертифицированных и обученных производителем комплексов, и/или наличию договора с сервисным центром заводов-изготовителей, как и обладанием статуса сервисного центра, противоречат требованиям пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и нарушают требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
По мнению Комиссии, указанное нарушение не отразилось на результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и по сути своей является требованием к исполнителю контракта, и может быть устранено путем внесения изменений в контракт.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о внесении изменений в проект контракта при направлении его победителю, с учетом указанного выше решения.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории автономного округа, начальная (максимальная) цена контракта - 331 643 749,96 рублей (извещение N 0190200000324007218), в действиях Заказчика установлено нарушение требований Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица о необходимости представить в срок до 19.07.2024 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация для уведомлений должностного лица);
- приказ о назначении на должность;
- сведения о создании и составе комиссии по осуществлению закупок;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 22.07.2024 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru)..
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 4 июля 2024 г. N 089/06/99-434/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024