рассмотрев материалы дела N 7-3/481 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "ККЦО", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Всё в порядке" (ИНН 2723207931) (далее также - ООО "Всё в порядке", Общество), учредителе (директоре) Общества Васильеве Николае Александровиче (ИНН 272391003770) по результатам закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений коридора и потолка радиологического корпуса (Извещение от 27.06.2024 N 0122200002524002780) и факта уклонения от заключения контракта участника указанной закупки - ООО "Всё в порядке",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГБУЗ "ККЦО" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Всё в порядке" (ИНН 2723207931), учредителе (директоре) Общества Васильеве Николае Александровиче (ИНН 272391003770) по результатам закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений коридора и потолка радиологического корпуса (Извещение от 27.06.2024 N 0122200002524002780) и факта уклонения от заключения контракта участника указанной закупки - ООО "Всё в порядке".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Правила, Постановление N 1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Уполномоченным органом - комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края для заказчика - КГБУЗ "ККЦО" проведен запрос котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений коридора и потолка радиологического корпуса.
Извещение N 0122200002524002780 о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.06.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 520 580,39 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.07.2024 08:00 (МСК+7).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 09.07.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002524002780 от 05.07.2024 победителем запроса котировок признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 145 (заявка - ООО "Всё в порядке"), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с предложением о цене контракта /суммы цен единиц товара, работы, услуги 425 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 10.07.2024 ООО "Всё в порядке" признано уклонившимся от заключения контракта на следующем основании: Невыполнение участником закупки требований положений ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
В ходе проведения контрольного мероприятия от ООО "Всё в порядке" пояснения о причинах неподписания контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений коридора и потолка радиологического корпуса (Извещение от 27.06.2024 N 0122200002524002780) в регламентированный срок в адрес Хабаровского УФАС не поступали.
Изучив материалы дела N 7-3/481, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона N 44-ФЗ, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с п. 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с п. 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п.п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
В силу п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Также, в соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредставлении участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Проект контракта сформирован и размещен заказчиком в ЕИС 08.07.2024.
Обществом контракт подписан 09.07.2024, т.е. в регламентированный Законом N 44-ФЗ срок, однако при подписании контракта не представлено обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 10.07.2024 ООО "Всё в порядке" признано уклонившимся от заключения контракта на следующем основании: Невыполнение участником закупки требований положений ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
Как следует пояснений заказчика, участником закупки - ООО "Всё в порядке" в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечение исполнения контракта, приложена независимая гарантия без указания даты выдачи, номера гарантии, подписи уполномоченного лица. Данная гарантия также отсутствует в реестре независимых гарантий.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок, служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя торгов.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с п. 14 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Обстоятельства из п. 14 Правил, утвержденных Постановлением N1078, Комиссией Хабаровского УФАС России не установлены.
В рассматриваемом случае ООО "Всё в порядке" не представлены доказательства наличия объективных причин, повлекших за собой невозможность заключения контракта по итогам запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений коридора и потолка радиологического корпуса (Извещение от 27.06.2024 N 0122200002524002780), доказательств отсутствия в данном случае умысла на незаключение контракта, что свидетельствует о подтверждении факта наличия недобросовестности в действиях Общества.
В силу изложенных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России усматривает в действиях ООО "Всё в порядке" умышленные виновные действия, направленные на уклонение от заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений коридора и потолка радиологического корпуса (Извещение от 27.06.2024 N 0122200002524002780).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ "ККЦО" в отношении ООО "Всё в порядке" (ИНН 2723207931), учредителя (директора) Общества Васильева Николая Александровича (ИНН 272391003770), в реестр недобросовестных поставщиков по результатам закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений коридора и потолка радиологического корпуса (Извещение от 27.06.2024 N 0122200002524002780) сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 июля 2024 г. N РНП-317
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024