Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе: Председателя Козловой А.А. - руководителя Челябинского УФАС России; Комиссии: Членов Комиссии: Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев обращение Министерства экологии Челябинской области о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "РОСТ", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика (поставщика) от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений Государственного заказчика, расположенных в городе Магнитогорск 2024-11402 2 Челябинской области (извещение N 0869200000223010765) (далее - аукцион, закупка), при участии в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителей Министерства экологии Челябинской области (далее - заказчик) Соколовой Н.А., Бахвалова Д.С., Казанкиной М.Н., действующих на основании доверенностей от 08.07.2024 N 60, от 08.07.2024 N 61, от 09.01.2024 N 4, в отсутствие представителей ООО "РОСТ", надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99, статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "РОСТ", о его генеральном директоре, участнике.
Согласно представленным документам 25.12.2023 заказчик и ООО "РОСТ" заключили государственный контракт N 74-2023/ЭА по цене 32 189,87 руб. (тридцать две тысячи сто восемьдесят девять рублей восемьдесят семь копеек). Решением от 17.06.2024 заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "РОСТ" обязательств по контракту. Сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 06.02.2024.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам, Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 10.6 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 2024-11402 3 1) заказчик с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС) формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято и сформировано с использованием единой информационной системы 17.06.2024.
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 17.06.2024.
Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе 28.06.2024 в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта". На дату заседания Комиссии, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, контракт является расторгнутым. При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее, Между заказчиком и ООО "РОСТ" 25.12.2023 заключен государственный контракт N 74-2023/ЭА на оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта "Исполнитель обязуется оказать услуги по уборке помещений Государственного заказчика, расположенных в городе Магнитогорск Челябинской области (далее именуются - Услуги), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги".
Согласно пункту 1.5 контракта место оказания услуг: 455036, Челябинская область, город Магнитогорск, улица Советской Армии, дом 13.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. 2024-11402 4 В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно пункту 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 783 ГК РФ существенными условиями государственного (муниципального) контракта являются предмет и сроки оказания услуг. В пункте 1.6 контракта установлен срок оказания услуг: "1.6.1.
Срок начала оказания услуг: 01 января 2024 года. 1.6.2.
Срок окончания оказания услуг: 30 июня 2024 года. 1.6.3.
Отчетный период - календарный месяц". Как следует из содержания решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, основанием принятия заказчиком решения является нарушение исполнителем существенных условий контракта.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным. Из сведений, представленных в материалы дела следует, что в нарушение условий контракта услуги исполнителем с 20.05.2024 по 24.05.2024 не оказаны, в период с 01.06.2024 по 17.06.2024 услуги также не оказаны. Представители заказчика на заседании Комиссии антимонопольного органа отметили, что нарушения, допущенные со стороны исполнителя, носят неустранимый характер, привели к оказанию услуг не в полном объеме с нарушением сроков их оказания.
Также, в материалы дела представлена претензия от 24.05.2024 N 03/5608, направленная в адрес исполнителя, в том числе посредством функционала единой информационной системы, с просьбой в течение 5 дней с момента получения претензии приступить к выполнению обязательств по уборке помещений заказчика. 2024-11402 5 В связи с тем, что исполнитель не принял меры, направленные на исполнение обязательств по контракту, не направил в адрес заказчика информацию о причинах невозможности исполнения обязательств по контракту, заказчик, руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 782 ГК РФ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются действия, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Учитывая изложенное, поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. При этом, согласно положениям гражданского законодательства РФ, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность. ООО "РОСТ" не представило документы и информацию, подтверждающие принятие исполнителем мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по контракту, а также сведения, которые свидетельствовали бы о невозможности исполнения обязательств по контракту. Необходимо отметить, что заключая контракт по результатам проведения закупок, 2024-11402 6 направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально- значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. На заседании Комиссии установлено, что в нарушение условий контракта, исполнителем не совершены действия, направленные на оказание услуг в установленный срок и в объеме, предусмотренном контрактом.
Также, исполнителем не подтверждено намерение на выполнение обязательств по контракту как в сроки, установленные контрактом, так и в срок, отведенный законодательством для вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, что свидетельствует об отсутствии намерения надлежащего исполнения обязательств по контракту. Из представленных документов и сведений следует, что ООО "РОСТ" не оказало услуги по уборке служебных помещений заказчика в соответствии с условиями контракта, обществом указанный факт не опровергнут. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 15 Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от 2024-11402 7 исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. На заседании Комиссии не выявлены нарушения со стороны заказчика. Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения исполнителем условий контракта. ООО "РОСТ" не представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта, наличие обстоятельств, которые бы препятствовали надлежащему исполнению обязательств по контракту.
Также, антимонопольный орган отмечает, что исполнителем не представлены документы, свидетельствующие о принятии исполнителем мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по контракту в сроки, предусмотренные контрактом, в срок, предусмотренный законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли исполнителя в части добросовестного исполнения обязательств по контракту, его безответственном отношении к исполнению обязательств по контракту. Учитывая изложенное, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО "РОСТ", о его генеральном директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Министерством экологии Челябинской области в отношении ООО "РОСТ" (194363, г. Санкт-Петербург, п. Парголово, пр-д Толубеевский, д. 8, к. 2, стр. 1, помещ. 2297Н, офис 1, р.м. 3, ИНН/КПП 7802946211/780201001), включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной 2024-11402 8 системе.
2. Сведения, представленные Министерством экологии Челябинской области о генеральном директоре и участнике ООО "РОСТ" Симоновой Екатерине Викторовне (ИНН 781010817996), включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии А.А. Козлова Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-11402
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июля 2024 г. N 074/10/104-1495/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024