Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области Дозорцевой Анны Викторовны (доверенность NГД-205 от 27.06.2024 года), Егоровой Светланы Юрьевны (доверенность NГД-206 от 27.06.2024 года), Тапиковой Виолетты Олеговны (доверенность NГД-203 от 27.06.2024 года) и Цибизовой Екатерины Владимировны (доверенность NГД-204 от 27.06.2024 года), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), а также на основании письма ФАС России от 17.06.2024 года NПИ/52198/24, провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе государственным заказчиком - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (ИНН 3015015527, адрес: 414040, г. Астрахань, ул. Победы, стр. 53 Л) (далее также - ОСФР по Астраханской области, Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой фиксации для социального обеспечения в 2024 году (номер извещения 0225100000523000343), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку действий (бездействия) субъектов контроля в случае обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Уведомлением NНМ/4993/24 от 12.07.2024 года принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении Заказчика на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой фиксации для социального обеспечения в 2024 году (номер извещения 0225100000523000343) (далее - аукцион).
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 15.07.2024 года в 15 час. 40 мин. по местному времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505.
Представители Заказчика приняли участие в проведении внеплановой проверки посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
В ходе проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
17.11.2023 года Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой фиксации для социального обеспечения в 2024 году (номер извещения 0225100000523000343) (далее также - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 91 356,50 рублей.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Во исполнение норм Закона о контрактной системе о применении национального режима при осуществлении закупок принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617).
Пунктом 1 Постановления N617 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
При этом в пункте 4 Постановления N617 особо отмечено, что ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Пунктом 11 Постановления N617 определены случаи, при которых ограничения, установленные данным постановлением, не применяются.
Согласно извещению об осуществлении закупки потребности заказчика в рамках осуществленной закупки соответствовало выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой фиксации с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.22.125 "Корсеты, реклинаторы, обтураторы".
Перечень, утвержденный Постановлением N617, содержит информацию о соответствующем коде ОКПД2 и наименовании товара "Корсеты, реклинаторы, обтураторы".
Однако в извещении об осуществлении закупки ограничения, регламентированные Постановлением N617, Заказчиком установлены не были.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что при выполнении работ ограничение, предусмотренное Постановлением N617, не устанавливается.
По мнению Заказчика, протезы являются результатом выполненных работ, при этом поставка каких-либо товаров в рамках спорной закупки не предусмотрена.
Комиссия, признавая вышеприведенные выводы заказчика несостоятельными, исходила из следующего.
Согласно статье 506 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю.
На основании пункта 1 статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В настоящем случае Комиссия пришла к выводам о том, что объект рассматриваемой закупки составляет как выполнение работ, так и приобретение (получение) товара отдельными категориями граждан.
Данные выводы согласуются с условиями проекта контракта (пункт 4.1.8), согласно которым, помимо непосредственного выполнения работ по изготовлению протезов, отдельно предусматривается порядок получения таких протезов лицами, для которых они будут изготовлены (одним из следующих способов):
- по месту жительства получателя;
- в стационарных пунктах выдачи, организованных подрядчиком в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Также анализ извещения об осуществлении закупки позволяет сделать вывод о том, что начальная (максимальная) цена контракта заказчиком рассчитана исходя не из стоимости работ, а из стоимости товара - протезов, единицей измерения в таких расчетах выступает именно штука.
Комиссия считает, что смешанный характер контракта подтверждается также и тем, что проектом контракта предусмотрены подписываемые подрядчиком и получателем товара приемочные документы.
Так, на основании пункта 5.8 проекта контракта при передаче изделия получателю исполнитель представляет акт приема-передачи изделия, который подписывается исполнителем и получателем.
Более того, гарантийный срок в проекте контракта устанавливается именно на товар, его комплектующие (пункты 4.1.11, 4.1.12, 4.1.13, 9.1).
Таким образом, по убеждению Комиссии, в проекте контракта содержатся элементы договоров как купли-продажи товара, так и выполнения работ.
Указанное означает, что, если товар поставляется в рамках выполнения работ, то на него распространяются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг в соответствии с Постановлением N617.
Соблюдение ограничений допуска, установленных Постановлением N617 необходимо не только при закупках товаров, но и закупках работ по производству товаров как для серийной продукции, так и для продукции, изготавливаемой по индивидуальным заказам потребителей.
В настоящем случае Заказчиком не учтено, что проект контракта как неотъемлемая часть извещения об осуществлении закупки не является договором подряда, но относится к смешанному договору, содержащему элементы договора купли-продажи (поставки) товара и подряда. При этом значимой и конечной целью закупки являлась именно поставка (передача) товара получателям.
Необоснованная "маскировка" закупки под подрядный договор в данном случае указывает на попытку субъекта контроля обойти запреты национального режима в соответствии с Постановлением N617.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в неустановлении ограничений допуска при осуществлении закупки товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, свидетельствуют о нарушении Заказчиком части 3 статьи 14 и пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Вышеизложенные выводы Комиссии соответствуют позиции Минпромторга России, указанной в письме от 04.07.2022 года N63987/12.
К аналогичным выводам пришли и суды при рассмотрении дел NN А65-26970/2021, А56-44610/2022, А40-47464/24-21-353.
В настоящем случае также следует руководствоваться позицией, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2019 N309-КГ18-16754, включенном в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком в требованиях к составу и содержанию заявки на участие в аукционе не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе наименования страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе и характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), что также нарушает часть 3 статьи 14 и пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с заключением контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ОСФР по Астраханской области нарушившим часть 3 статьи 14 и пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой фиксации для социального обеспечения в 2024 году (номер извещения 0225100000523000343).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Е.М. Балтыкова
Члены Комиссии И.В. Русскина
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 июля 2024 г. N 030/10/99-791/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024