Резолютивная часть решения объявлена 23.07.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.07.2024 года. Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, Зам.председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, Член Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей:
- ГУЗ "Липецкий областной онкологический диспансер": Красных С.С. (по доверенности), Лапиной А.А. (по доверенности), - ООО "РЕНЕССАНС-МЕД": Чижковой И.В. (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на положения извещения о проведении электронного аукциона 787-ЭА-МИ-24/ВМП Медицинские изделия (реестровый номер 0346200008024000314) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России, посредством ЕИС, поступила жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее- заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона (заказчик - ГУЗ "Липецкий областной онкологический диспансер"). Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также- Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте рассмотрения жалобы размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы". Как пояснил присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя и следует из доводов жалобы, заказчиком неправомерно объединены в одну позицию разные товары. Кроме того, совокупность установленных в описании объекта закупки характеристик закупаемого товара указывает на потребность заказчика в приобретении товара единственного производителя- Touchstone International Medical Science Co.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика с доводами жалобы не согласны, представили письменные возражения. Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, выслушав мнение представителей сторон, проведя внеплановую проверку на основании Приказа Липецкого УФАС России, Комиссия Липецкого УФАС России
установила
следующее. Извещение о проведении электронного аукциона 787-ЭА-МИ-24/ВМП Медицинские изделия (реестровый номер 0346200008024000314) с приложениями, 09.07.2024 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее- ЕИС).
Дата и время окончания срока подачи заявок - 17.07.2024 09:00, Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 17.07.2024, Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.07.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта 2 819 460,00 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование заказчиками при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пунктами 5 - 6 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Объектом закупки является приобретение медицинских изделий: степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования и кассеты со скобами к эндоскопическим сшивающим аппаратам. Извещение о проведении электронного аукциона содержит описание объекта закупки, которым, в числе прочего, установлены следующие требования: КОД НАИМЕНОВАНИЕ ЕД.
КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТЬ, ПОЗИЦИИ ТОВАРА, РАБОТЫ, ИЗМЕРЕНИЯ (ОБЪЕМ \x{20bd} УСЛУГИ РАБОТЫ, УСЛУГИ) 32.50.13.190 Степлер линейный ручной Штука 30,00 2 819 460,00 32.50.13.190- режущий эндоскопический, 00007434 одноразового использования Кассета 1 со скобами к эндоскопическим сшивающим аппаратам Наличие Назначение Для наложения трёхрядного скобочного шва Высота средней открытой скобы 2 3.5 и 3.8 мм Так, заказчик, во исполнение требований пункта 3 Правил использования КТРУ, применил к закупаемому медицинскому изделию код КТРУ 32.50.13.190-00007434 : "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования". Поскольку в позиции выбранного заказчиком кода КТРУ отсутствует описание товара, заказчик правомерно указал в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе: функциональные и технические характеристики товара в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, исходя из своей потребности. В тоже время, следует отметить, поскольку в позиции выбранного заказчиком кода каталога отсутствует описание закупаемого товара, то у заказчика отсутствует обязанность, предусмотренная пунктом 6 Правил использования КТРУ, о включении в описание товара обоснования необходимости использования дополнительной информации. Требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий различных видов номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N620 (далее - Постановление N620).
Так, п.1 Постановления N620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации. А п.2 данного Постановления установлено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не применяется при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями. Как установлено, потребностью заказчика в рамках рассматриваемой закупки является приобретение степлера линейного ручного режущего эндоскопического, одноразового использования и кассет со скобами к эндоскопическим сшивающим аппаратам. При этом, как следует из пояснений представителей заказчика, заказчик сформировал свою потребность в первую очередь из максимально полезных качеств существующего на рынке медицинских изделий товара, в полном соответствии с действующим законодательством. Закупка комплектов продиктована необходимостью быстрой поставки всего товара и исключения несовместимости отдельных компонентов. Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в единый объект закупки заказчиком были включены медицинские изделия с совместимыми с ними расходными материалами, имеющие один код в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам- 313210 и соответствующие характеристикам нескольких производителей. Так, согласно регистрационному удостоверению NРЗН 2024/22234 (производитель Мэрил Эндо Серджери Прайвит Лимитед, Индия), степлер линейный эндоскопический сшивающе-режущий со сменными кассетами со скобками, одноразовый, стерильный MIRUS поставляется в составе: степлер и кассеты со скобами различного размера, в количестве не более 12 шт. А согласно регистрационному удостоверению NРЗН 2023/20103 (производитель Тачстоун Интернешнл Медикал Сайенс Ко, Лтд, КНР), степлер линейный режущий эндоскопический одноразового применения с принадлежностями поставляется в составе: степлер и принадлежности- картридж сменный со скобами различного размера, в упаковке по 10 шт.
Таким образом, вышеуказанные медицинские изделия, удовлетворяющие потребностям заказчика, двух различных производителей, поставляются в комплекте с принадлежностями: как с кассетами и скобами, так и с картриджами и скобами, согласно вышеупомянутых регистрационных удостоверений, и имеют один код в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам- 313210.
При этом, необходимо отметить, что отдельных регистрационных удостоверений на степлеры и на принадлежности к ним (кассеты, картриджи со скобами) у вышеуказанных производителей нет.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что заказчик правомерно и в соответствии с требованиями Постановления N620 объединил в один объект закупки медицинские изделия с совместимыми с ними расходными материалами и имеющие один код вида. Доказательств обратного заявителем не представлено. Следовательно, довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно объединены в одну позицию разные товары, признается необоснованным. Довод заявителя о том, что совокупность установленных в описании объекта закупки характеристик закупаемого товара указывает на потребность заказчика в приобретении товара единственного производителя- Touchstone International Medical Science Co, Комиссия Липецкого УФАС России также признает необоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Как следует из представленных представителями заказчика пояснений, включенные в описание объекта закупки требования к закупаемым медицинским изделиям отвечают действительным потребностям заказчика, как медицинского учреждения, и обусловлены соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья. Исходя из положений законодательства о контрактной системе, ФАС России выработана правовая позиция, согласно которой объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя (Письмо от 19.04.2023 г. N ПИ/30510/23).
Так, установлено, что под технические характеристики, указанные в описании объекта закупки, подходят товары как минимум двух производителей:
-степлер линейный эндоскопический сшивающе-режущий со сменными кассетами со скобками, одноразовый, стерильный MIRUS, производитель Мэрил Эндо Серджери Прайвит Лимитед, Индия, РУ NРЗН 2024/22234;
-степлер линейный режущий эндоскопический одноразового применения с принадлежностями, производитель Тачстоун Интернешнл Медикал Сайенс Ко, Лтд, КНР РУ N2023/20103.
Доказательств обратного заявителем не представлено. Более того, при рассмотрении жалобы установлено, что на участие в рассматриваемой закупке от участников было подано 2 заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий с принадлежностями различных производителей.
Таким образом, исходя из анализа доводов жалобы заявителя, положений извещения и действующего законодательства, а также представленных заказчиком пояснений и документов, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе при описании объекта рассматриваемой закупки. Более того, установленные в описании требования к характеристикам не являются препятствием для подачи заявителем заявки на участие в электронном аукционе, позволяют осуществить поставку как минимум 2 товаров, подходящих под потребности заказчика. Неоспоримых доказательств, свидетельствующих об обратном, заявителем на рассмотрение жалобы не представлено. Руководствуясь ст.99, ст.105, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на положения извещения о проведении электронного аукциона 787-ЭА-МИ-24/ВМП Медицинские изделия (реестровый номер 0346200008024000314) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. Председатель Комиссии: И.В. Поткина Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии: Член Комиссии: Т.С. Рябкова
2024-6484
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 23 июля 2024 г. N 048/06/106-652/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024