На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения ФКУ УПРДОР "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ" законодательства Российской Федерации и иных
нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении конкурса в электронной форме N0860400000324000037 "Выполнение работ по объекту: Ремонт автомобильной дороги А-298 "Автомобильная дорога Р-208 "Тамбов - Пенза" - Саратов - Пристанное - Ершов - Озинки - граница с Республикой Казахстан" "Урбах - Ждановка - Новоузенск - Александров Гай - граница с Республикой Казахстан" на участке км 58+000 - км 67+000, Саратовская область" (далее-Конкурс).
Срок проведения проверки: с 12.07.2024 по 19.07.2024 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными ФКУ УПРДОР "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ".
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
21.06.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Конкурса.
Заказчиком Конкурса является ФКУ УПРДОР "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ" (далее -
Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 404 861 817,00 рублей.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
В Саратовское УФАС России поступило обращение ООО "ГРУППА "ЮВЕСПЛЮС" (далее-Заявитель), согласно которому извещение о проведении Конкурса, составленное Заказчиком, противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования идругих материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенногоуровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В извещении Заказчиком установлены дополнительные требования к участнику закупки о наличии опыта выполнения работ в соответствии с позицией 18
"Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги" Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки в части предмета закупки - ремонт автомобильной дороги.
Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности) под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортноэксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Таким образом, из положений Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности следует, что целью работ по ремонту автомобильной дороги является восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при этом при выполнении таких работ не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Виды работ, указанные в ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, а также порядок производства работ, предусмотренный техническим заданием, предполагает выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, при этом работы по ликвидации колеи, на которые ссылается заявитель в жалобе, в условиях технической документации не предусмотрены.
Согласно Приказу Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее- Приказ Минтранса России N 402) при ремонте проводятся следующие работы:
1) по земляному полотну и системе водоотвода:
а) ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том
числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений;
б) восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации;
в) укрепление обочин; 2) по дорожным одеждам:
а) восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
б) укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
в) полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий;
г) ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя;
д) замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах;
е) замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка
продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;
ж) перемощение отдельных участков мостовых с частичной заменой песчаного
основания;
з) восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги;
и) нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной
разметки и нанесение постоянной разметки после завершения ремонта.
Таким образом, работы, образующие описание объекта закупки, относятся к мероприятиям по ремонту автомобильных дорог в соответствии с Приказом Минтранса России N 402.
Вместе с тем заявителем не представлено обоснование доводов жалобы со ссылкой на конкретные положения технической документации, предусматривающей виды работ, которые, по его мнению, относятся к капитальному ремонту автомобильной дороги.
Заявителем не представлены доказательства того, что работы, являющиеся предметом закупки, затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, при этом из технической документации следует, что выполняется ремонт разрушенных участков земляного полотна, восстановление краевых полосы автомобильной дороги до нормативной ширины покрытия, восстановление дорожной одежды, укрепление обочины щебнем шириной 1,5 м, восстановление поперечного профиля дорожной одежды и земляного полотна до нормативного значения, что характерно для ремонта автомобильных дорог.
Следовательно, работы, образующие описание объекта закупки, относятся к ремонту автомобильных дорог в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России N 402.
Представитель Заказчик также дал пояснения, что виды выполняемых работ и объёмы доводимого финансирования в пределах начально-максимальной цены контракта определены главным распорядителем бюджетных средств - Федеральным дорожным агентством, по программе работ по ремонту автомобильных дорог, указанная документация в том числе прошла согласование в Федеральном дорожном агентстве, по результатам которого согласована стоимость работ по ремонту (Письмо исх. N 01-28/26967).
Таким образом, в извещении о закупке правомерно установлены дополнительные требования к участнику закупки о наличии опыта выполнения работ в соответствии с позицией 18 "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги" Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", так как закупаемые работы относятся к работам по ремонту автомобильных дорог, что отвечает требованиям частей 2,4,5 статьи 31, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу заявителя, Заказчиком не соблюдены положения Типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N 572 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что Извещение о проведении Конкурса составлено в соответствии с типовым условием контракта.
Заявителем не представлены ссылки на конкретные пункты и положения проекта государственного контракта, которые, по его мнению, не соответствуют Типовым условиям.
Инспекцией Саратовского УФАС России не выявлено нарушений в указанной части.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
В действиях Заказчика ФКУ УПРДОР "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ" при проведении конкурса в электронной форме N0860400000324000037 "Выполнение работ по объекту: Ремонт автомобильной дороги А-298 "Автомобильная дорога Р208 "Тамбов - Пенза" - Саратов - Пристанное - Ершов - Озинки - граница с Республикой Казахстан" "Урбах - Ждановка - Новоузенск - Александров Гай граница с Республикой Казахстан" на участке км 58+000 - км 67+000, Саратовская область" нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 19 июля 2024 г. N 064/06/33-1001/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024