Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - начальник отдела, М.А. Грицай, члены Комиссии - главный государственный инспектор, Е.М. Хоменко, заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Краевого государственного казённое учреждения "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Мостовик" (ИНН 2463119952) (далее - общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ТППМ - 11/24 от 29.01.2024 (реестровый N 2246001772024000017), заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме ОК-N-24414/23 "Выполнение всего комплекса работ по планово-предупредительному ремонту моста через р. Иванов Ключ на км 1+400 автомобильной дороги с. Шадрино -дер. Загайново в Козульском районе Красноярского края", извещение N 0119200000123023241, ИКЗ 232246001772024600100100040164211244 (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021
N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и
Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
В установленный подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078, (далее - Правила) срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в контракте, направило заказчику и подрядчику уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил, было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу.
В срок, установленный подпунктом "з" пункта 9 Правил, заказчик документы и сведения, запрашиваемые в уведомлении о проведении внеплановой проверки, не представил. В свою очередь подрядчик в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 13 Правил, также предоставил в адрес Красноярского УФАС России в соответствии с указанным уведомлением информацию и документы, объяснения в письменной форме, в том числе подтверждающие, по его мнению, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта.
Из пункта 13 Правил следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
На рассмотрении обращения заказчика по существу участвовал представитель общества, надлежащим образом подтвердивший свои полномочия и личность, заказчик участие своего представителя в указанном заседании не обеспечил, в связи с чем рассмотрение обращения состоялось без его участия.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком при подаче обращения и подрядчиком - в соответствии с запросом к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
Комиссией установлено, что между заказчиком и обществом был заключен контракт N ТППМ - 11/24 от 29.01.2024 на выполнение всего комплекса работ по планово-предупредительному ремонту моста через р. Иванов Ключ на км 1+400 автомобильной дороги с. Шадрино -дер. Загайново в Козульском районе Красноярского края. Данный контракт заключен по итогам проведения закупки в рамках Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу части 7 статьи 31 Закона о контрактной системе указанные в статье 31 Закона о контрактной системе требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
Извещением о проведении конкурса установлены единые требования к участникам закупок в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчику стало известно, что ООО "Мостовик" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и.о. мирового судьи судебного участка N 64 в Октябрьском районе г. Красноярска в рамках дела N 050003/64/2024, постановление вступило в силу 19.04.2024.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару.
Пунктом 12.4. контракта установлено, что Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 12.7. контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
1) Подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки, за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и (или) поставляемому товару;
2) При определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик, представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, указанным в подпункте 1) настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, заказчик, исполняя свою обязанность, предусмотренную пунктом 12.7 контракта, подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 04.07.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 05.07.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 05.07.2024 подрядчик в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если подрядчик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым.
Однако данное правило в рассматриваемом случае не применимо, поскольку решение заказчиком принято не на основании существенного нарушения обществом условий контракта.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 16.07.2024.
Проанализировав текст данного решения, Комиссия установила, что иных оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта кроме рассмотренного выше заказчиком не указано.
От общества поступили письменные пояснения, из которых следует, что общество не привлекалась к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 КоАП РФ в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурсе, односторонний отказ от исполнения контракта общество считает необоснованным, незаконным, нарушающим его права и законные интересы. Общество 10.07.2024 передало Заказчику ответ, в котором указало на незаконность принятого решения с требованием его отменить. Указанное требование Заказчик не удовлетворил, оставил без ответа.
Общество считает, что своими незаконными действиями Заказчик пытается сорвать сроки исполнения контракта, причинить обществу ущерб в виде убытков, связанных с исполнением контракта, поскольку после вступления в силу решения об одностороннем отказе общество фактически лишено возможности продолжать исполнять обязательства по контракту. В целях исполнения контракта обществом привлечены заемные денежные средства, мобилизованы собственная и арендованная спецтехника, оборудование и человеческие ресурсы.
Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае имеет место гражданско-правовой спор между сторонами, который разрешается в судебном порядке. Вместе с тем Комиссия неправомочна рассматривать гражданско-правовые споры. В то же время общество к моменту рассмотрения обращения реализовало свое право на обжалование решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (заявление подано в Арбитражный суд Красноярского края, дело N А33-22159/2024).
Общество также указало на то, что в соответствии с действующим законодательством, правоприменительной практикой привлечение к административной ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика, и сослалось на Письмо ФАС РФ от 06.08.2015 N АЦ/40483/15.
Комиссия отмечает, что заказчик исполнил свою обязанность, предусмотренную подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом Письмо ФАС РФ от 06.08.2015 N АЦ/40483/15 касается только правовых последствий в связи с включением сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков после подачи заявки на участие в закупке и в период исполнения контракта на поставку товара, выполнения работы или оказания услуги, то есть требования к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Однако подпункт "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает обязанность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки, но делает исключение для требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тем самым позиция ФАС России в указанном письме не подлежит применению в рассматриваемом случае, аналогии в данном случае не имеется.
Общество также указывает на то, что в действиях заказчика и должностного лица заказчика усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 КоАП РФ: нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта. Вместе с тем такое нарушение порядка Комиссией не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия отмечает, что расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании подпункта "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку такие обстоятельства не связаны с существенным нарушением подрядчиком условий контракта, в том числе с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17).
На основании пункта 3 Правил обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (далее - обращение), формируется по форме согласно приложению N 1 к Правилам и направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчиком либо уполномоченным органом или уполномоченным учреждением, наделенными полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил в разделе 1 приложения N 1 к Правилам указывается код, установленный для случая направления обращения и принимающий следующие значения:
1 - уклонение участника закупки от заключения контракта;
2 - расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
3 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
4 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия отмечает, что при формировании обращения Заказчиком был указан код 3 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Вместе с тем из представленных материалов однозначно следует, что принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило то, обстоятельство, что в ходе исполнения контракта установлено, что общество перестало соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки.
Соответственно, в рассматриваемом случае отсутствует факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением обществом условий контрактов, который должен быть установлен, как основание для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Заказчик при принятии решения об одностороннем отказе руководствоваться специальным положением подпункта "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, регламентирующим его обязанность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков. Более того, само по себе направление обращения в рассматриваемом случае не регламентировано положениями части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Выводы Комиссии соответствуют позиции ФАС России при рассмотрении дел со сходными обстоятельствами, изложенной в решении от 31.10.2023 по делу N 23/44/104/371, решении от 26.12.2023 по делу N 23/44/104/РНП6.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, Комиссией установлено, что заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений об ООО "Мостовик" (ИНН 2463119952) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай
Члены Комиссии Е.М. Хоменко
Е.А. Шмыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 июля 2024 г. N 024/10/104-2267/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024