Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта разряда отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ИП Трунова Е. В.: Стенина С.А. (по доверенности N б/ от 03.07.2024); ГБУ "МСП": Макаренко А.А. (по доверенности N 75- МСП от 17.07.2024), Ченда Н.Л. (по доверенности N 20- МСП от 28.02.2024); рассмотрев жалобу ИП Трунова Е. В. (далее - Заявитель) на действия ГБУ "МСП" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по уборке помещений для ГБУ "МСП" в 2024-2025 гг. (Закупка N0373200602124000005) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-33804 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России посредством Единой информационной системы.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, 2024-33804 3 документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком дата начала оказания услуг совпадает с датой заключения контракта, при этом в Техническом задании предусмотрены неисполнимые требования по предоставлению Заказчику информации и документов заблаговременно до начала оказания услуг.
Согласно п.6,8 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), сроках исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
На основании п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч.13 ст.37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ст.96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, 2024-33804 4 оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Так, Комиссией Управления установлено, что согласно Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: 2.4 До начала оказания услуг, но не позднее чем за 2 (два) рабочих дня Исполнитель определяет ответственное лицо за объект и предоставляет Заказчику информацию о данном сотруднике с указанием предоставляемых ему полномочий (включая право подписания и согласования журналов учета оказанных услуг, электронных структурированных Документов о приемке), в случае если руководитель Исполнителя принимает решение о передаче таких полномочий. Исполнитель уведомляет об этом Заказчика, согласно требованиям статьи "Прочие условия" Контракта. Об изменении контактной информации ответственных лиц Исполнитель обязан уведомить Заказчика в течение 1 (одного) рабочего дня со дня возникновения таких изменений. 2.5 Для оформления пропусков на объекты Заказчика Исполнитель не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до начала оказания услуг предоставляет Заказчику список персонала, который будет задействован в оказании услуг, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, а также предоставляет информацию о наличии у персонала медицинских книжек в соответствии требованиями акта, указанного в пункте 7.23 настоящего Технического задания, и список автотранспорта с указанием его марки и государственного регистрационного номера. 2.5.1 Исполнитель обязан по требованию Заказчика не позднее 5 (пяти) календарных дней до начала оказания услуг, а в случае запроса Заказчика во время оказания услуг не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты запроса, представить копии документов, необходимых для проверки соответствия сотрудников Исполнителя требованиям и условиям, установленным настоящим Техническим заданием.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что дата заключения контракта является юридическим фактом возникновения правовых отношений между двумя сторонами, с вытекающими правами и обязанностями.
Таким образом с даты заключения контракта начинается исполнение контракта на условиях, указанных в контракте и Техническом задании (Приложение 1 к контракту). Этап исполнения контракта включает в себя как оказание услуг по уборке, так и предоставление сведений и информации.
Согласно Приложению 3 Технического задания оказание услуг по уборке осуществляется по заявкам. Соответственно, 2024-33804 5 Заказчик при подготовке и направлении заявки Исполнителю, предусматривает и учитывает сроки предоставления Исполнителем Заказчику требуемых сведений и информации. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно описанию объекта закупки, в том числе, положениям Технического задания, исполнитель предоставляет документы необходимые для проверки соответствия сотрудников и сопутствующую информацию не менее чем за два и пять дней до этой даты, то есть фактически участник должен их представить за два и пять дней до заключения контракта, что является неисполнимым требованием.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
Согласно доводам жалобы приложения к извещению о проведении закупки, содержащее обоснование цены услуг не содержат информацию о единицах измерения услуг.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системы), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно пояснениям представителя Заявителя извещение включает расчет максимального значения цены контракта, состоящий из указания услуг и используемых товаров без указания единиц измерения таких услуг, что не позволяет определить, за какую единицу брать в расчет указанные заказчиком цены, например: Кроме того представитель Заявителя пояснил, что в извещении установлена единица измерения услуг "квадратный метр", при этом, как следует из расчета максимального значения цены контракта (Приложения N 2 к Протоколу начальной 2024-33804 6 цены единицы услуги), в объект закупки включены помимо непосредственно услуг по уборке товары: туалетная бумага, жидкое мыло, очиститель для унитаза, чистящие и дезинфицирующие средства, которые не могут измеряться в квадратных метрах. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), в том числе единица измерения услуг/используемых товаров, содержатся в Техническом задании.
Также, при автоматическом формировании типового Технического задания с наименованием и кодом Классификатора предметов государственного заказа 03.08.01.01.01.07 - "Услуги/услуги по санитарному содержанию, обращению с отходами, уборке/Санитарное содержание и уборка/Санитарное содержание и уборка нежилых зданий, помещений и прилегающих территорий/Санитарное содержание и уборка нежилых зданий и помещений/Санитарное содержание и уборка нежилых зданий" Заказчику необходимо заполнить редактируемые области, а именно: Приложение 3 "Перечень помещений, подлежащих санитарному содержанию (уборке)", Приложение 5 "Перечень расходных материалов, планируемых к использованию при оказании услуг", Приложение 6 "Сведения о стоимости единицы услуги".
Согласно пункту 2.21 Технического задания (приложение к проекту контракта) "Исполнитель своими силами и за свой счет приобретает расходные материалы, осуществляет доставку, погрузочно-разгрузочные работы, необходимые для оказания услуг в соответствии с Приложением 5 "Перечень расходных материалов, планируемых к использованию при оказании услуг" настоящего Технического задания".
Согласно пункту 3.5 Технического задания (приложение к проекту контракта) "В соответствии с требованиями Контракта Исполнитель предоставляет Заказчику отчетную документацию и электронный структурированный Документ о приемке. Комплект отчетной документации должен включать:
- журнал учета оказанных услуг".
Таким образом, для корректного расчета стоимости оказанных услуг по заявке Заказчика, Исполнитель производит калькуляцию всех затрат согласно действующему законодательству, а также методологий расчетов в отрасли клининга и технической эксплуатации, с последующей расшифровкой объема использованных расходных материалов в отчетной документации. При этом Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки указана вся стоимость уборки, включающая весь расходный материал, используемый при оказании услуг, с указанием единиц измерения, что позволяет сформировать ценовое предложение участнику закупки, что также подтверждается сведениями из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.07.2024 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупочной процедуре подано три заявки участников, соответствующие требованиям извещения, что свидетельствует о возможности сформировать ценовое предложение и подать заявку на условиях описания объекта закупки. Доказательств обратного представителем Заявителя не представлено. 2024-33804 7 При этом Комиссия Управления отмечает, что согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе. П.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, рассмотрение жалобы участника закупки на предмет правомерности обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Московского УФАС России, в связи с чем не подлежит рассмотрению. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-33804 8
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ИП Трунова Е. В. на действия ГБУ "МСП" обоснованной в части противоречивых сроков предоставления до начала оказания услуг документов и информации от Исполнителя.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Доводы жалобы в части определения начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения на основании п.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Матюшенко М.О. Мацнева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-33804
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июля 2024 г. N 077/06/106-9768/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024