Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранова И.В. - председателя комиссии, заместителя руководителя управления, - Войновой М.К. - члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственных и муниципальных закупок, - Родионовой Ю.С. - члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, при участии посредством видео-конференц-связи:
- Васильцовой А.В. - Представителя Управления муниципального заказа администрации Городецкого муниципального округа Нижегородской области по доверенности (доверенность Nисх-119008-410314/24 от 18.07.2024), - Крат Е.Я. - Начальника Управления муниципального заказа администрации 2024-15304 2 Городецкого муниципального округа Нижегородской области, - Кузьменко С.А. - Представителя МКУ "Городецстройсервис" по доверенности (доверенность N1-10/332 от 18.07.2024), рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевичa (далее также - ИП Пономарев М.Д., индивидуальный предприниматель, заявитель) о нарушении муниципальным казенным учреждением "Городецстройсервис" (далее также - МКУ "Городецстройсервис", заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "Поставка звукового оборудования для строящейся школы на 825 мест в микрорайоне "Невский" г. Городца Нижегородской области", номер извещения 0332300002124000135 (далее - запрос котировок). По мнению заявителя, действия заказчика не соответствуют требованиям положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе). Заявитель жалобы (ИП Пономарев М.Д.) явку на рассмотрение дела не обеспечил, представителей не направил, уведомлен надлежащим образом. В своей жалобе просил рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя. Представитель заказчика, представитель уполномоченного учреждения на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам. 09.07.2024 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки - АО"ЕЭТП" - размещено извещение запроса котировок в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта - 470 297,37 рублей. По мнению заявителя, описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе: 2024-15304 3 1) информация, указанная в закупочной документации заказчика, имеет противоречия в части оплаты за доставку товара до места поставки и установки, погрузку/разгрузку, сборку, установку, ввод в эксплуатацию товара;
2) в проекте контракта указано, что поставщик помимо прочего осуществляет монтаж, при этом заказчиком в документации не указано о каких именно работах по монтажу идёт речь, объем услуг по монтажу заказчиком в закупочной документации не определен;
3) по характеристикам товара: "Акустическая система Идентификатор: 155680333", "Акустическая система Идентификатор: 155680334", "Микшерный пульт Идентификатор: 155680332" невозможно подобрать соответствующее закупочной документации заказчика оборудование.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для 2024-15304 4 финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Относительно довода заявителя о наличии противоречия информации об оплате доставки товара до места поставки и установки, погрузки/разгрузки, сборки, установки, ввода в эксплуатацию товара, Комиссия
установила
следующее.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. При этом, в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Частью 3 Приложения N1 Описания объекта закупки заказчиком установлены Требования к поставке, где условия поставки определены следующим образом: "Поставщик осуществляет доставку Товара до места поставки и установки, производит погрузку/разгрузку, сборку, установку, ввод в эксплуатацию Товара за счет собственных средств, своими силами или с привлечением третьих лиц, обучение специалистов работе на поставленном оборудовании на рабочем месте, гарантийное обслуживание в течение гарантийного срока. Время доставки должно быть рабочее время Заказчика. Поставщик не менее чем за 5 дней до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки. По согласованию с Заказчиком, товар может храниться у Поставщика на безвозмездном ответственном хранении до востребования Заказчиком.". Вместе с тем в пункте 2.2 проекта контракта указано, что: "2.2.
Цена контракта включает в себя стоимость оборудования, расходы на упаковку, доставку до места поставки, доставку до места установки, сборку, погрузку/разгрузку, монтаж, наладку, ввод оборудования в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования, гарантийное обслуживание в течение гарантийного срока, страхование, уплату таможенных пошлин, расходы по конвертации и сертификации, всех налогов, в том числе НДС (если к организации не применена упрощенная система налогообложения), сборов и иных 2024-15304 5 платежей, которые являются обязательными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.".
Таким образом, извещение и проект контракта содержат противоречивые сведения относительно срока исполнения контракта, что в свою очередь является нарушением статьи 42 Закона о контрактной системе. Данный довод Заявителя признается обоснованным. В отношении довода об отсутствии сведений об объеме услуг по монтажу Комиссия Нижегородского УФАС России
установила
следующее.
В силу п. 1 ч. 13. ст. 34 ФЗ-44 в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с п. 3.1.2 проекта контракта Поставщик обязуется: "3.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом, обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара, осуществить монтаж и наладку Товара в соответствии со спецификацией.". Вместе с тем приложением N1 к проекту контракта определена спецификация: Наименование товара, Единица Кол-во Цена за Общая N п/п торговая марка (при измерени единицу, сумма, наличии), страна я руб. руб. происхождения Итого: При этом проектом контракта не предусмотрен отдельный порядок приемки работ по установке (монтажу), ст. 42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение. В отношении довода о неправомерном установлении заказчиком характеристик товара Комиссия Нижегородского УФАС России
установила
следующее.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе 2024-15304 6 приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом 2024-15304 7 регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить в извещении о проведении закупки такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что: Описание объекта закупки осуществлено Заказчиком по соответствующим позициям технического задания в соответствии характеристиками, предусмотренными позицией КТРУ, руководствуясь своими потребностями, требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, исходя из специфики деятельности. При этом согласно пункту а) части 5 Правил использования КТРУ дополнительные требования в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара не включены. Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком, исходя из имеющегося технического задания, направлены запросы на предоставление коммерческих предложений посредством функционала ЕИС. В ответ получено три коммерческих предложения от разных организаций.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на участие в закупке подано 4 заявки, что подтверждает возможность поставки товара с установленными Заказчиком характеристиками. Запросов на разъяснение положений извещения от Заявителя и других участников закупки не поступало. В закупочной процедуре может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и потребности заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара, требующегося заказчику, заявителем не представлены. Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товарам, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям извещения 2024-15304 8 о проведении закупки. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Комиссия также отмечает, что заказчику при формировании описания объекта закупки надлежит соблюсти не только принцип обеспечения конкуренции, но и принцип эффективности закупки. При этом принцип эффективности закупки может быть соблюден только при закупке заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности заказчика и его пациентов, а фактов ограничения конкуренции Комиссией установлено не было (что следует из возможности неограниченного числа поставщиков принять участие в закупке). При этом действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Ввиду изложенного, Комиссия не может прийти к выводу, что требования, установленные в извещении в части указания характеристик товара, привели к нарушению требований Закона о контрактной системе, в том числе установленные в статье 8 Закона о контрактной системе. В связи с чем довод заявителя признается необоснованным. По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения допущенные заказчиком в ходе проведения закупочной процедуры в данном случае могут быть устранены только путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения рассматриваемой закупки, внесения изменений в извещение и проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) повторно, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости и целесообразности выдачи соответствующего предписания. С учетом части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу ИП Пономарева М.Д. о нарушении МКУ "Городецстройсервис" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "Поставка звукового оборудования для строящейся школы на 825 мест в микрорайоне "Невский" г. Городца Нижегородской области", 2024-15304 9 номер извещения 0332300002124000135, обоснованной в части.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, закупочной комиссии заказчика и оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии: И.В.Баранов Члены комиссии: Ю.С. Родионова М.К.Войнова Исп.Родионова Ю.С. тел.8(831) 431-73-87, вн.052-702 2024-15304
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 19 июля 2024 г. N 052/06/105-1775/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024