Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное Томским государственным университетом (далее - Заказчик) в соответствии с Правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика:
Наименование закупки |
Выполнение работ по объекту: "Строительство учебно-лабораторного корпуса Национального исследовательского Томского государственного университета на месте аварийного корпуса, по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 49" |
|||
Способ закупки |
Электронный аукцион (далее - Аукцион) |
Номер извещения (далее - Извещение) |
0365100014124000002 |
|
Дата размещения извещения |
25.06.2024 |
Начальная (максимальная) цена контракта (руб.) |
2 410 461 511,76 |
|
Дата окончания срока подачи заявок |
18.07.2024 |
Количество заявок, поданных на участие в Конкурсе |
1 |
|
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
18.07.2024 |
Количество заявок, соответствующих требованиям извещения о проведении Конкурса |
1 |
|
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
ООО "СУ РСТ" (ИНН: 4205222932) |
|||
Цена контракта, предложенная единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (руб.) |
2 410 461 511,76 |
Заказчик обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Пунктом 11 Правил установлено, что контрольный орган в сфере закупок рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с Законом о контрактной системе не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что согласно локальным сметным расчетам проектной документации описания объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) подрядчик в ходе исполнения контракта обязан осуществить поставку оборудования, например: "Процессор цифровой обработки звука, Kramer DSP-62-AEC", "Коммутатор 8 портов 1G с PoE, 2 комбо-порта, Eltex MES2408CP", "Жесткий диск SkyHawk Ai SATA-III 12ТБ 7200rpm 256Mb 3.5" (перечень не является исчерпывающим), а также программного обеспечения для IP систем видеонаблюдения TRASSIR Bolid.
Следовательно, в объект проводимой закупки помимо строительно-монтажных работ включены обязательства исполнителя по поставке оборудования.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, неправомерно осуществлено объединение в один предмет закупки выполнения строительно-монтажных работ и поставки оборудования, поскольку указанные товары, работы образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеют функциональную и технологическую связь между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего Описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно подпункту "а" пункта 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств по поставке на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений).
Подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств по поставке, техническому обслуживанию персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложениях к Приказу N 126н (далее - Приложения).
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по объекту: "Строительство учебно-лабораторного корпуса Национального исследовательского Томского государственного университета на месте аварийного корпуса, по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 49".
Комиссией установлено, что в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Аукциона, предусматривается поставка оборудования, а также программного обеспечения.
Так, локальными сметными расчетами Описания объекта закупки предусматривается поставка оборудования, например: "Процессор цифровой обработки звука, Kramer DSP-62-AEC", "Коммутатор 8 портов 1G с PoE, 2 комбо-порта, Eltex MES2408CP", "Жесткий диск SkyHawk Ai SATA-III 12ТБ 7200rpm 256Mb 3.5" (перечень не является исчерпывающим), коды ОКПД 2 которых в соответствии с положениями Постановления N 878 включены в Перечень:
- 26.30.23.140 "Аппаратно-программные средства обмена, в режиме реального времени, обработки, преобразования аудио-, видео-, интерактивных, управляющих и прочих потоков информации и данных между географически разнесенными стационарными и мобильными системами видео-конференц-связи и оконечными абонентскими (пользовательскими) средствами видео-конференц-связи по проводным и беспроводным каналам связи, включая глобальные, локальные и специализированные сети связи" (далее - код ОКПД 2 - 26.30.23.140);
- 26.30.11.110 "Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации" (далее - код ОКПД 2 - 26.30.11.110);
- 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных".
Вместе с тем Комиссией установлено, что Заказчиком в Извещении не предусмотрено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с положениями Постановления N 878.
Кроме того, коды ОКПД 2 26.30.23.140, 26.30.11.110 в соответствии с положениями Приказа N 126н также включены в Приложения.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Заказчиком не предусмотрены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с положениями Приказа N 126н.
Также, согласно локальным сметным расчетам Описания объекта закупки в рамках исполнения контракта для функционирования оборудования поставляется программное обеспечение для IP систем видеонаблюдения TRASSIR Bolid.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Заказчиком в Извещении не предусмотрен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, а также отсутствует обоснование невозможности соблюдения указанного запрета, в соответствии с положениями Постановления N 1236.
Комиссия считает, что формирование объекта закупки подобным образом приводит к невозможности соблюдения ограничений на допуск товаров иностранного происхождения, а также запретов на допуск товаров и программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств, что противоречит целям защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, не установившего ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления N 878, условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с положениями Приказа N 126н, запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями Постановления N 1236, нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчик является федеральным государственным автономным образовательным учреждением и не является государственным, муниципальным заказчиком в рамках Закона о контрактной системе, в связи чем требование об установлении положений, предусмотренных Постановлением N 570, к закупке не применяется.
Вместе с тем пунктом 2.2.22 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) установлено, что подрядчик в соответствии с Постановлением N 570 должен определить конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных пунктом 2.2.22 Проекта контракта, которые в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены контракта. Определенные виды работ, которые подрядчик должен выполнить своими силами включаются в контракт по предложению подрядчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего в Проекте контракта положения Постановления N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 52, пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 13 Правил, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать Томскому государственному университету в согласовании возможности заключения контракта по итогам проведения Аукциона с номером извещения 0365100014124000002 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "СУ РСТ" (ИНН: 4205222932).
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 15 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 26.07.2024 по делу N 24/44/93/233 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2024 г. N 24/44/93/233
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024