Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - -----
члены Комиссии:
-----
в присутствии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Смарт Групп" - -----
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Центр организации дорожного движения" - -----
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - -----
общества с ограниченной ответственностью "Интеллект трафик" - ------
рассмотрев 30 июля 2024 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "Смарт Групп" (далее - Заявитель, ООО "Смарт Групп") на действия государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Центр организации дорожного движения" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000324002346 на закупку комплексов автоматической фотовидеофиксации (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 23.07.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N3975/24 от 24.07.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 25.07.2024 года NЕЛ/2976/24 рассмотрение жалобы назначено на 29.07.2024 года в 16 часов 30 минут.
25.07.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференцсвязи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202400109157000354).
29.07.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 16 часов 00 минут 30.07.2024 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
17.07.2024 08:40 (МСК) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика размещено извещение N0809500000324002346 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 52 580 000 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 25.07.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 25.07.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 29.07.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.07.2024 года N1485-ЭА-24/ТП по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 25.07.2024 года поступило 3 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 2115135, 2115808, 2115150. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1, предложившего цену контракта 51 002 600 руб. (пятьдесят один миллион две тысячи шестьсот рублей 00 копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
1. Заявитель в жалобе указывает, что установленные требования к описанию объекта закупки к комплексу фотовидеофиксации типа N1 (пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) в микросекундах 1; рабочие условия эксплуатации: минимальная минусовая температура окружающего воздуха 40.00000000000), типа N2 (пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) в секундах 2; рабочие условия эксплуатации: минимальная плюсовая температура окружающего воздуха 10.00000000000) ведет к ухудшению характеристик поставляемого товара, и не позволяет предложить к поставке товар с улучшенными характеристиками.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Мордовского УФАС России считает, что из системного толкования положений частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании описания объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, заказчику надлежит таким образом установить требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с такими характеристиками, которые ему объективно необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки (пункт 1 Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является закупка комплексов автоматической фотовидеофиксации.
Согласно пункту 3.1 приложения к описанию объекта закупки поставляемые комплексы фотовидеофиксации (далее - КФВФ) должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 57144-2016).
В соответствии с пунктом 5.5 ГОСТ Р 57144-2016 пределы допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) не должны превышать +/- 3 с.
Согласно пояснениям и возражениям Заказчика, направленным в адрес Мордовского УФАС (вх.N4040/24 от 26.07.2024 года) описание объекта закупки по таким характеристикам как пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) в микросекундах 1 (тип N1), пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) в секундах 2 (тип N2) установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе и ГОСТ Р 57144-2016. Потребность Заказчика в оборудовании для обеспечения контроля за дорожным движением с установленными в описании объекта закупки требованиями, обусловлена спецификой работы данного оборудования, которая связана с необходимостью фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, тем самым для Заказчика приоритетной задачей является выполнение такого описания объекта закупки, которое отвечало бы целям его деятельности и возложенным на него задачам. Комплекс фотовидеофиксации тип N2 является мобильным и предназначен для фиксации нарушений правил стоянки и остановки при отсутствии на фотоматериале соответствующих дорожных знаков или разметки. Таким образом, пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) в секундах 2 с для данного типа комплексов является достаточным.
Заказчиком был предварительно проведен анализ рынка из открытых источников в сети Интернет, согласно которым как минимум 4 комплекса фотовидеофиксации соответствуют требованиям описания объекта закупки по характеристикам "пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) в микросекундах - 1 (тип N1); пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) в секундах - 2 (тип N2)" (информация представлена в материалы дела):
- "С----" (производитель ООО "С-----";
- "М-----" (производитель ООО "Г-----");
- "С----" (производитель ООО "О-----");
- "Ф----" (производитель ООО "В----");
- "П----" (производитель ООО "Т------") и др.
Вместе с тем Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что установление требований к закупаемому товару - прерогатива Заказчика. Заказчик вправе установить требования к поставляемым товарам таким образом, чтобы они в полной мере соответствовали его потребностям.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать описание объекта закупки требования, которые являются для него объективно значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.07.2024 года N1485-ЭА-24/ТП на участие в Аукционе было подано 3 заявки. Комиссия, проанализировав заявки участников установила, что участниками к поставке были предложены товары с характеристиками, соответствующими описанию объекта закупки, в том числе по характеристикам "минимальная минусовая температура окружающего воздуха 40.00000000000 (тип N1)", "рабочие условия эксплуатации: минимальная плюсовая температура окружающего воздуха 10.00000000000 (тип N2)".
Между тем Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что довод, изложенный в жалобе Заявителя, не нашел своего подтверждения.
2. Заявитель в жалобе указывает, что в составе аукционной документации установлено требование об обязательной совместимости поставляемого оборудования с программным обеспечением "Система мониторинга "Уаджет" (ООО "ПРОМТЕХ"). При этом в составе аукционной документации отсутствуют требования конкретизирущие подобную совместимость и функциональность, а также не установлены протоколы совместимости, которые позволяли бы участнику закупки на стадии подачи заявок определить, совместимо ли поставляемое оборудование с, указанным Заказчиком ПО, и степень его совместимости.
В соответствии с пунктом 3.19 приложения к описанию объекта закупки КФВФ должны интегрироваться в существующую в Республике Мордовия систему фотовидеофиксации административных правонарушений в области безопасности дорожного движения. КФВФ Тип 1 должны обладать информационной и эксплуатационной совместимостью с использующимся у Заказчика программным обеспечением "Система мониторинга "Уаджет" (разработчик - ООО "ПРОМТЕХ", г. Калуга), позволяющем получать информацию о функционировании КФВФ в режиме постоянного или периодического опроса.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в настоящее время на территории Республики Мордовия используется программное обеспечение "Система мониторинга "Уаджет", которое в автоматическом режиме обрабатывает телеметрические и статистические данные, полученные от разнообразных сервисов, серверов и сетевого оборудования, а также позволяет удаленно следить и осуществлять мониторинг работоспособности оборудования. В подтверждении своих слов Заказчик 30.07.2024 года представил в адрес Мордовского УФАС лицензионный договор NМ3-51-2022 от 27.12.2022 года на предоставление права использования программного обеспечения "Система мониторинга "Уаджет".
Между тем данное программное обеспечение зарегистрировано в реестре российских программ (порядковый номер реестровой записи - ----), что является общедоступной информацией, размещенной на официальном сайте российских программ в сети Интернет.
Также в реестре российских программ размещено описание данного программного обеспечения: инструкция по инсталяции, описание процессов, руководство администратора, руководство оператора, функциональные характеристики.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Смарт Групп" на действия государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Центр организации дорожного движения", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000324002346 на закупку комплексов автоматической фотовидеофиксации необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 30 июля 2024 г. N 013/06/42-436/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024