Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 97" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "РЕМ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18598/24 от 18.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку перчаток нитриловых (извещениеN 0372200098124000019),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку перчаток нитриловых (извещение N 0372200098124000019) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 2 950 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2024 NИЭА5 победителем Аукциона признано ООО "РЕМ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РЕМ" заключен государственный контракт N 0372200098124000019 от 12.06.2024 на сумму 2 950 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РЕМ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку перчаток нитриловых (далее - Товар).
Согласно п. 3.2 Контракта Поставщик осуществляет поставку товара в течение 7 рабочих дней с момента получения заявки.
21.06.2024 на адрес электронной почты Поставщика была направлена заявка на поставку Товара.
Таким образом, Поставщик был обязан передать товара не позднее 02.07.2024.
По состоянию на 02.07.2024 Поставщиком не был поставлен следующий товар:
1. Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (позиция 4 спецификации к Контракту) размер S - 1000 пар, размер M - 1000 пар, размер L - 1000 пар, размер XL - 1000 пар.
2. Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (позиция 5 спецификации к Контракту), размер S - 500 пар, размер L - 1000 пар.
В связи с нарушением Поставщиком сроков поставки Товара по Контракту, 04.07.2024 Заказчик направил Поставщику претензию N 790, с требованием осуществить поставку Товара не позднее 05.07.2024.
По состоянию на 06.07.2024 обязательства по поставке товара Поставщиком не исполнены.
Таким образом, Поставщик неоднократно (дважды) нарушил срок поставки Товара по Контракту.
В соответствии с п. 10.9 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе, в случае неоднократно нарушил срок поставки Товара.
На основании вышеизложенного, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств по Контракту, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.9 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 06.07.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
По данному Контракту Заказчиком было сделано несколько заявок:
1. От 20.06.2024 - поставка товара произведена в срок.
2. От 21.06.2024 - поставка товара произведена 08.07.2024 (с нарушением сроков)
По заявке от 21.06.2024 Товар должен был поставлен до 02.07.2024.
04.07.2024 в 18.44 была получена претензия с требованием поставить Товар не позднее 05.07.2024 до 16.00. (пятница) Претензия поступила в нерабочее время, и меньше чем за сутки выполнить условия было невозможно. Так как суббота не рабочий день (по условиям контракта), в первый рабочий день (понедельник) Товар по данной заявке был доставлен Заказчику.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РЕМ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что в соответствии с п. 10.9 Контракта Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта если задержка в сроках поставки товара Поставщиком, составляет более 10 дней.
При этом, на момент принятия Решения Заказчиком задержка поставки Товара составляла 3 рабочих дня.
Кроме того, 08.07.2024 Участником был поставлен Товар по заявке от 21.06.2024, однако данный Товар не был принят Заказчиком.
Таким образом, Участником был поставлен Товар по обоим заявкам Заказчика, однако не имел возможности устранить указанные недостатки в Мотивированных отказах, поскольку Мотивированные отказы от приемки Товара был размещен Заказчиком 17.07.2024, т.е. в день вступления в силу Решения об одностороннем отказе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "РЕМ" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "РЕМ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РЕМ" (ИНН: 7805251666), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 июля 2024 г. N РНП-78-1199/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024