Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО НПРП "СИМАРГЛ" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18692/24 от 19.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт объекта "Наб. канала Грибоедова от Аларчина моста до Коломенского моста, левый берег" (извещение N 0372200290023000060),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт объекта "Наб. канала Грибоедова от Аларчина моста до Коломенского моста, левый берег" (извещение N 0372200290023000060) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 8 273 147,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 16.05.2023 NИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО НПРП "СИМАРГЛ".
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 5.4.5 и 14.1 Контракта установлено право Подрядчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, являющихся предметом настоящего Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.07.2024 ООО НПРП "СИМАРГЛ" принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с невозможностью его исполнения по следующим причинам.
По результатам закупки Заказчиком с ООО НПРП "СИМАРГЛ" заключен государственный контракт N 060-УП от 29.05.2023 (далее - Контракт) на сумму 8 273 000,00 рублей, согласно которому Участник обязался выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт объекта "Наб. канала Грибоедова от Аларчина моста до Коломенского моста, левый берег" (далее - Работы).
Со стороны ООО НПРП "Симаргл" за период действия Контракта, были выполнены и переданы в адрес Заказчика следующие виды Работ:
Этап 1 Инженерно-геодезические изыскания;
Этап 2 Инженерно-гидрографические изыскания;
Этап 3 Инженерно-гидрометеорологические изыскания;
Этап 4 Инженерно-экологические изыскания;
Этап 7 Инженерно-геологические изыскания;
Были выполнены, но не могли быть сданы без выделения в отдельный этап следующие виды Работ:
Предварительные работы;
Обмерные чертежи;
Лазерное сканирование;
Таким образом ООО НПРП "Симаргл" должным образом исполнял условия по Контракту, однако в рамках подготовки проектной документации по Контракту ООО НПРП "Симаргл" организовало ряд необходимых консультаций с сотрудниками КГИОПа, в том числе с участием представителей СПб ГБУ "Мостотрест", по результатам данных консультаций была выражена устная позиция КГИОПа.
На основании полученных данных было выявлено что необходимый объем Работ к выполнению больше заявленного в смете и Техническом Задании, в следствии чего ООО НПРП "Симаргл" написал в адрес Заказчика письмо исх.N 220 от 04.04.2024 ,в котором изложил выявленную проблематику и неучтенный в сметах и техническом задании объём Работ превышающий Цену контракта на 3 097 952,58 рублей, увеличение цены Контракта на 37%, а также приостановил Работы до момента принятия Заказчиком решения о дальнейшем выполнении Работ по Контракту.
В ответ со стороны Заказчика было направлено письмо N 01-07/05-4375/24-0-1 от 27.06.2024, в котором указывалось что Заказчик отказывает Подрядчику в изменении существенных условий Контракта или расторжении Контракта по основаниям ч. 1 ст. 451 ГК РФ.
На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 5.4.5, 14.4 Контракта, ст.716 РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Участник принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.07.2024 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 18.07.2024.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика согласился с доводами Исполнителя, изложенными в Решении, а также отметил, что Участником были оплачены все выставленные Заказчиком штрафы (пени).
Вместе с тем, Заказчик не настаивал о включении ООО НПРП "СИМАРГЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу об отсутствии оснований для включения ООО НПРП "СИМАРГЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО НПРП "СИМАРГЛ" (ИНН: 7709061119), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 июля 2024 г. N РНП-78-1206/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024