Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя, М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела, М.А. Грицай, заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Территориального управления администрации Туруханского района (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Куценко А.А. (ИНН 780260063669) (далее - ИП, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ЭА.2024.015 от 08.06.2024 (реестровый N 3243700409524000020), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка товарно-материальных ценностей (генератор электроэнергии (бензиновый) лицам из числа коренных малочисленных народов Туруханского района Красноярского края в целях их социального обеспечения", извещение N 0119300048424000051, ИКЗ 243243700409524370100102040012711323,
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения поставщиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона. 2024-12494 Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и поставщика, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), было размещено в ЕИС.
Таким образом, заказчик и поставщик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу. Из пункта 13 Правил следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. В назначенное время заказчик, ИП явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению обращения по существу не обеспечили, от заказчика поступило ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя заказчика, в связи с чем обращение рассмотрено Комиссией в отсутствие сторон.
Также к моменту проведения указанного заседания Комиссии ИП в адрес Красноярского УФАС России не были представлены документы и информация в соответствии с уведомлением о проведении проверки, при том обстоятельстве, что лица, привлеченные к рассмотрению обращения по существу, заблаговременно были уведомлены о необходимости представления документов и информации в соответствии с уведомлением о проведении проверки. В свою очередь заказчик своевременно представил в адрес Красноярского УФАС России документы и информацию в соответствии с уведомлением о проведении проверки. Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. Между заказчиком и ИП заключен контракт N ЭА.2024.015 от 08.06.2024 на поставку генератора электроэнергии (бензинового).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 контракта поставщик обязуется поставить товарно- материальных ценности (генератор электроэнергии (бензиновый) (далее - Товар) лицам из числа коренных малочисленных народов Туруханского района Красноярского края, в целях их социального обеспечения, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно пункту 3.2. контракта срок поставки товара: не позднее "30" июня 2024 года. Однако в установленный срок поставка товара не была осуществлена, в связи с чем поставщику 02.07.2024 посредством ЕИС, а также почтовой связи направлена претензия (исх. N306 от 01.07.2024) с требованием исполнить обязательства по контракту в срок до 08.07.2024.
По состоянию на 09.07.2024 поставщиком обязательства по контракту не исполнены, тем самым нарушен срок поставки товара, установленный пунктом 3.2 контракта. О причинах неисполнения контракта поставщик заказчику не сообщал, к исполнению контракта не приступал.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными 2024-12494 2 обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 463 ГК РФ если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли- продажи.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 523 ГК РФ определено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае, в том числе, неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с пунктом 10.2 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, поскольку по состоянию на 09.07.2024 поставщиком так и не осуществлена поставка товара, тем самым обязательства по контракту не исполнены поставщиком и соответственно допущены существенные нарушения условия контракта, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, руководствуясь пунктом 10.2 контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 309, частью 2 статьи 523 ГК РФ, принял 09.07.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 09.07.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 09.07.2024 поставщик в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. В случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым. Поскольку поставщик в срок до 19.07.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 22.07.2024.
Анализ совокупности документов и сведений, представленных заказчиком в материалы проверки к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу, показал Комиссии, что однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что ИП надлежащим образом исполнены обязательства, предусмотренные контрактом, Комиссии не представлено, а именно: ИП своевременно и надлежащим образом не исполнило поставку товара. Доказательства обратного Комиссии не представлены.
В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку 2024-12494 3 на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки. Комиссия, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о виновности поставщика в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов поставщика, отсутствие на рынке требуемых для исполнения контракта товаров, отсутствие у поставщика необходимых денежных средств. Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено. Кроме того ИП добровольно принимало участие в аукционе в электронной форме, выразило согласие на поставку товара для нужд заказчика на условиях, предусмотренных извещением о проведении аукциона в электронной форме.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, поставщик, подав заявку на участие в аукционе в электронной форме, в полном объеме осознавал в какие именно сроки (партиями по заявкам заказчика), в каком именно объеме и на каких именно условиях ему будет необходимо поставить товар, являющийся предметом контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в аукционе в электронной 2024-12494 4 форме, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем. Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что поставщик при исполнении условий контракта проявил недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предпринял всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий. Вместе с тем Комиссия также установила, что пунктом 9.3. контракта установлено, что сторона, которая получила претензию (требование), обязана ее рассмотреть и направить мотивированный ответ другой стороне в течение 10 дней с момента получения претензии (требования). Вместе с тем претензия (исх. N306 от 01.07.2024) с требованием исполнить обязательства по контракту в срок до 08.07.2024 направлена заказчиком ИП 02.07.2024, тем самым заказчик не предоставил поставщику возможность ответить на претензию в течение 10 дней с момента получения претензии, а именно: до 12.07.2024, то есть заказчиком сокращен срок на ответ на претензию и возможность поставки товара в соответствии с условиями контракта. Однако в материалах проверки отсутствуют и Комиссией не установлено доказательств, свидетельствующих о том, что поставщик в срок до 12.07.2024 намеревался ответить заказчику на претензию или поставить товар, поставщиком с 02.07.2024 не направлено заказчику никаких уведомлений ни в срок до 08.07.2024, ни в срок до 12.07.2024, ни до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. В связи с указанным Комиссия не
установила
факта нарушения рассмотренными действиями заказчика прав и законных интересов поставщика, в связи с чем установленное обстоятельство не является основанием для отказа заказчику во включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков. При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП своевременно не поставило заказчику генератор электроэнергии (бензиновый), что привело к неудовлетворению потребности заказчика. При этом Комиссия учитывает высокую социальную значимость предмета контракта. Так, согласно пункту 1.3 контракта поставка генератора электроэнергии (бензинового) лицам из числа коренных малочисленных народов Туруханского района Красноярского края осуществляется в рамках реализации строки 1.32 комплекса процессных мероприятий "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни" государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 520-п. Характер допущенного поставщиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния. Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство. Пунктом 15 Правил определены случаи, при наступлении которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) 2024-12494 5 в реестр недобросовестных поставщиков. Однако, исследовав совокупность документов и сведений, имеющихся в материалах проверки, Комиссия
установила
отсутствие оснований для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения контракта, а также принимая во внимание поведение ИП, выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к ненадлежащему исполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неудовлетворению потребности заказчика, у Комиссии имеются все основания для включения сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об Индивидуальном предпринимателе Куценко Андрее Александровиче (ИНН 780260063669), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата I раздел Дата II раздел III раздел Общая события* регистра итогов Регламен Фактич Ито ции Регламе Фактиче Итог Регламентиров Фактичес Итог ая тированн еская го контроль нтирова ская о анный срок кая дата о проср ая дата дата про ным нная дата прос изготовления изготовле прос очка в направле направл сро органом дата приняти рочк решения и ния рочк днях (I ния ения чка обращен приняти я а в размещения решения а в + II + заказчик заказчик в ия я решения днях сведений в и днях III ом ом дня заказчик решения по II ЕИС размещен по раздел сведений сведени х а разде ия III ы) в й по I лу сведений разд контроль раз в ЕИС елу ный дел орган у 22.07.24 24.07.24 22.07.24 22.07.24 29.07.24 26.07.24 31.07.24 30.07.24 * дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке. Дополнительно информируем о необходимости уведомления Красноярского УФАС России о факте подачи искового заявления в Арбитражный суд Красноярского края о признании одностороннего отказа заказчика недействительным, поскольку обстоятельство удовлетворения указанного требования является самостоятельным основанием для исключения информации об участнике закупки из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай Е.А. Шмыгина 2024-12494 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 июля 2024 г. N 024/10/104-2316/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024