В соответствии с приказом Воронежского УФАС России от 22.07.2024 года N 151/24, статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Инспекция Воронежского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
- Михин С.В. - заместитель руководителя управления - руководитель инспекции;
- Тельпов И.А. - заместитель начальника отдела контроля закупок - участник инспекции;
- Шпарло В.С. - специалист-эксперт отдела контроля закупок - участник инспекции,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания Инспекции) соблюдения Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее - ОСФР по Воронежской области, Заказчик) требований Закона о контрактной системе при проведении закупки (номер извещения 0231100000823000015),
У С Т А Н О В И Л А:
24.07.2024 Воронежским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии (отсутствии) в действиях субъекта контроля нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок был направлен (исх. N СМ/5181/24) запрос о представлении заказчиком объяснений по фактам предполагаемых нарушений.
Заказчиком в соответствии с запросом были представлены объяснения (исх. N ОГ-36-11/44055 от 26.07.2024), содержание которых сводится к отсутствию нарушений при осуществлении рассматриваемой закупки.
08.02.2023 года в Единой информационной системе размещено извещение N 0231100000823000015 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению в 2023 году инвалида протезно-ортопедическим изделием (протезом голени модульным, в том числе при врожденном недоразвитии)(далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 582 066,67 рублей.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
1. В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В Извещении установлено ограничение допуска:
- Постановление N 617.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком осуществлялась закупка товара с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.22.121 Протезы внешние.
Указанный код входит Перечень, утвержденный Постановлением N 617.
Таким образом, в извещении об осуществлении закупки ограничения и условия допуска установлены, нарушений не выявлено.
2. В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим законом.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе).
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Постановление N 2604, Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Подпунктом "в" пункта 28 Положения, в том числе установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по обеспечению в 2023 году инвалида протезно-ортопедическим изделием (протезом голени модульным, в том числе при врожденном недоразвитии).
Инспекцией установлено, что Заказчиком в Порядке оценки заявок (Приложение N 2 Критерии оценки и порядок оценки) установлен детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно приведенному порядку к оценке принимается общая цена исполненных участником закупки договоров на выполнение работ сопоставимого характера и объема работ по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями (протезами голени), а также акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких договоров.
Инспекцией установлено, что Извещение, описание объекта закупки Извещения содержат сведения о выполнении работ, связанных с применением специальных знаний, навыков, компетенций по изготовлению протезов нижних конечностей.
Исходя из вышеуказанного Порядка оценки, Инспекции не представляется возможным прийти к выводу о необходимости предоставления для целей оценки контракта/договора, в рамках которого участнику необходимо изготовить исключительно протезы голени, поскольку указанное условие ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения истек 09.02.2024 г.
3. Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком не устанавливалось требование о наличии лицензии у участников закупки (деятельность по изготовлению протезно-ортопедических изделий не подлежит лицензированию).
Таким образом, нарушений не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, Инспекция, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. По результатам проведенной проверки действий отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области при проведении закупки (номер извещения 0231100000823000015) признать в действиях отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса привлечения ответственных должностных лиц к административной ответственности должностному лицу не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции |
|
С.В. Михин
|
Участники Инспекции: |
|
|
|
|
И.А. Тельпов
|
|
|
В.С. Шпарло
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 31 июля 2024 г. N 036/06/99-1021/2024 (ключевые темы: участники закупок - контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга. - социальное страхование - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024