Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН": Карасева Б.А. (по доверенности от 29.07.2024 N43), ООО "МСЦ "Лидер": Левашовой К.А. (по доверенности от 05.02.2024 Nб/н), рассмотрев жалобу ООО "МСЦ "Лидер" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению оздоровительно-образовательной программы "Волонтеры здорового образа жизни" с выездной программой на побережье Черного моря для актива студентов (Закупка N 0373100019924000048) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной 2024-35722 2 системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона. Рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московским УФАС Росси, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и 2024-35722 3 порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
Согласно доводам жалобы Заказчиком в технической части извещения установлены неправомерные требования, ограничивающие участников закупки. Так, Заявитель указывает, что Заказчиком предъявлены неправомерные требования к месту оказания услуг:
1) "Место оказания услуг: Место оказание услуг: Россия, Краснодарский край, Туапсинский район, не далее 40 (сорок) км от г. Туапсе"; Заявитель указывает, что Заказчиком не представлено доводов относительно необходимости расположения студентов именно в указанном районе.
2) "Нахождение пляжа не далее 300 метров по специально оборудованным освещенным дорожкам от места проживания участников мероприятия". По мнению Заявителя данное требование ограничивает участников закупки, поскольку предмет закупки будет реализован и посредством нахождения пляжа в пределах 500-800 м (7-10 минут неспешным шагом), или более.
3) "Имеется концертный зал для проведения межвузовских культурно- творческих мероприятий: рассчитан не менее чем на 100 посадочных мест". Заявитель указывает, что предъявляя данные требования Заказчик ограничивает участников закупки не имеющих требующихся объектов, но готовых оказать услуги.
Также по мнению Заявителя Заказчиком установлены завышенные, избыточные требования к вместительности объектов с учетом количества направляемых на отдых студентов.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком предъявлены неправомерные требования о предоставлении документов, а именно: "Исполнитель предоставит в 2024-35722 4 течение 7 рабочих дней с момента подписания Контракта:
- копии документов, подтверждающих право пользования и/или владения объектами недвижимости (свидетельства о праве собственности, договора аренды и т.д.), характеристики которых обеспечивают возможность оказания услуг в соответствии с Технической частью документации об аукционе;
- копии договора или договоров на организацию питания, проживания, либо гарантийное письмо об оказании такой услуги или услуг собственными силами". Так, по мнению Заявителя, услуги оказываются по 30 декабря 2024 и за это время Исполнитель может подобрать лучший объект для размещения, чем это предполагалось изначально, следовательно, Заказчик должен обосновать такой короткий срок для предоставления договора на Объект размещения.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика, не согласившись с доводами Заявителя, пояснил, что местом оказания услуг может являться курортный регион (район), устанавливаемый в соответствии с Законом о курортах и Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1426 "Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения". Заказчик вправе указать в описании объекта закупки в качестве места оказания услуги конкретный курортный регион. Расстояние 40 км до Туапсе вытекает из времени на преодоление данного расстояния при осуществлении доставки от ж/д вокзала до места проживания. Данный переезд до 40 км должен длиться не более часа, что также является потребностью Заказчика в связи с тем, что студенты проводят в поезде от Москвы до Туапсе более суток. Исходя из вышеуказанного, установление требований к месту оказания услуг, а также к его качественным характеристикам и к условиям размещения студентов обусловлено потребностью Заказчика, которая выражается для подобных услуг, в том числе, и в комфорте студентов. Нахождение пляжа не далее 300 метров по специально оборудованным освещенным дорожкам от места проживания участников мероприятия, также обусловлено необходимостью организации комфортного и безопасного отдыха. Наличие концертного зала рассчитанного не менее чем на 100 посадочных мест обусловлено проведением совместных межвузовских мероприятий. Обязанность Исполнителя предоставить в течение 7 рабочих дней с момента подписания Контракта копии документов, подтверждающих правопользования и/или владения объектами недвижимости (свидетельства о праве собственности, договора аренды и т.д.), обусловлено сроками проведения выездных мероприятий - с 9.00 часов 20 августа 2024 по 16.00 часов 30 августа 2024, что также отражено в описании объекта закупки.
В соответствии с ч.4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу 2024-35722 5 информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупок.
Также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в извещении требования необоснованно создали одним участникам закупок преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупок, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. 2.
Заявитель указывает на установление некорректного и неправомерного срока уведомления Исполнителя о дне проведения мероприятия. Так в п.1.2 Технического задания Заказчик обязуется уведомить Исполнителя о дне проведения мероприятия, не ранее чем за 3 (рабочих) дня до дня проведения мероприятия по электронной почте. Данное положение позволяет Заказчику уведомить исполнителя за один день до начала мероприятий или же в день самого мероприятия, что может привести к невозможности оказать услуги. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что данный срок обусловлен сокращенным сроком проведения мероприятия. При этом Заказчик будет руководствоваться разумным сроком уведомления Исполнителя. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что положение "не ранее чем за 3 дня" само по себе нельзя назвать правомерным, поскольку, по сути подобных уведомлений, она направляются не позднее чем за определенное количество дней.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Так же Заявитель указывает на неправомерное требование Технического задания, согласно которому сведения об участнике закупки должны быть в Едином федеральном реестре туроператоров. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно абзацу первому ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"м (далее - Закон N132- ФЗ) реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.
Согласно абзацу первому ст. 10.1 Закона N132-ФЗ настоящая статья 2024-35722 6 применяется к отношениям, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договоруо реализации туристского продукта. К таким отношениям применяются положения ст. 10 Закона N132-ФЗ, если иное не установлено настоящей статьей. Учитывая указанные нормы закона, право выбора стороны (туроператора или турагента) при заключении договора о реализации туристского продукта принадлежит заказчику.
Также согласно положениям ст. 10 Закона N132-ФЗ одним из существенных условий договора о реализации туристского продукта являются условия выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим у туроператора услугу по размещению в гостинице или ином средстве размещения отдельно либо в составе туристского продукта, документа о бронировании и получении места в гостинице или ином средстве размещения (ваучера) на условиях, согласованных с туристом и (или) иным заказчиком в договоре о реализации туристского продукта. Комиссия Управления отмечает, что согласно ст.1 Закона N132-ФЗ туристский продукт это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Таким образом, туристский продукт - это проживание + проезд, проданные за общую цену по одному договору одному покупателю. Если покупателю продается пакет услуг, но в него не включена доставка к месту оказания услуг - такой пакет услуг не является туристским продуктом, поэтому он может быть сформирован и реализован лицом, не включенным в Единый федеральный реестр туроператоров. Вместе с тем исходя из положений технического задания следует, что в рамках оказания услуг не оказываются услуги по перевозке студентов, что указывает на то, что объект закупки не подпадает под определение туристического продукта. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем решая вопрос о выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Управления отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.07.2024 NИЭА1 на участие в закупке подана 1 заявка, признанная соответствующей положениям извещения, запросов относительно доводов жалобы в адрес Заказчика не поступало, при этом, Комиссией Управления также принято во внимание то обстоятельство, что как таковое требование именно к участникам (не в составе описания объекта закупки) о том, что сведения об участнике закупки должны быть в Едином федеральном реестре туроператоров Заказчиком не установлено, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения 2024-35722 7 не повлияли на результаты проведения закупки. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МСЦ "Лидер" на действия ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН" обоснованной в части установления неправомерных положений в описании объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Кутейников Н.А. Узкий Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-35722
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 июля 2024 г. N 077/06/106-10355/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024