Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
рассмотрев сведения, представленные администрацией Хостинского внутригородского района МО городской округ г-к Сочи, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Авангард" по результатам проведения запроса котировок в электронной форме: "Выполнение компенсационных работ по посадке зеленых насаждений (пальм) на территории Хостинского внутригородского района города Сочи в 2024 году" (извещение: N 0118300018724000374),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения администрации Хостинского внутригородского района МО городской округ г-к Сочи (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Авангард" (далее - Подрядчик) по результатам проведения запроса котировок в электронной форме: "Выполнение компенсационных работ по посадке зеленых насаждений (пальм) на территории Хостинского внутригородского района города Сочи в 2024 году" (извещение: N 0118300018724000374).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2024 N ИЗК1 ООО "Авангард" признано победителем закупки.
11.04.2024 между администрацией Хостинского внутригородского района МО городской округ г-к Сочи и ООО "Авангард" заключен контракт на сумму 4 185 000,00 рублей.
08.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД";
- адрес: 350051, г. Краснодар, ул. Офицерская, д. 45;
- ИНН: 2311076528, КПП: 230801001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Хостинского внутригородского района МО городской округ г-к Сочи проводился запрос котировок в электронной форме: "Выполнение компенсационных работ по посадке зеленых насаждений (пальм) на территории Хостинского внутригородского района города Сочи в 2024 году" (извещение: N 0118300018724000374).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 456 893,19 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2024 N ИЗК1 ООО "Авангард" признано победителем закупки.
11.04.2024 между администрацией Хостинского внутригородского района МО городской округ г-к Сочи и ООО "Авангард" заключен контракт на сумму 4 185 000,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы на Выполнение компенсационных работ по посадке зеленых насаждений (пальм) на территории Хостинского внутригородского района города Сочи в 2024 году (далее - работы) в соответствии с документацией, настоящим контрактом, а также с техническим заданием (Приложение N 1), ведомостью объема работ (Приложение N 2) расчетом (Приложение N 3), определяющими объем, содержание работ, и другие, предъявляемые к ним требования являющимися неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и размере установленном настоящим контрактом, за счет средств Бюджета города Сочи на 2024 год.
В соответствии с п.1.2. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1, настоящего контракта, в объеме, в сроки и на условиях, установленных контрактом.
Сроки выполнения работ: Выполнение работ осуществляется в соответствии с наряд-заказом, но не позднее 15.12.2024 года. Срок исполнение контракта, включающий в себя приемку и оплату работ, а также все взаимодействия по контракту между Заказчиком и Подрядчиком: с даты заключения контракта по 25.12.2024 г. (п.3.1 Контракт).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "Авангард" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
При исполнении контракта Подрядчик на основании письма исх.N 32 от 22.05.2024 г. обратился к Заказчику с требованием заменить товар (растение), ссылаясь на то, что данный товар (растение) по характеристикам является улучшенным по сравнению, тем который указан в техническом задании Заказчика (приложение N1 к контракту), в силу того, что данное растение является улучшенным по ряду параметров, а также условиям климатического использования.
При сравнении технических характеристик предложенного Финика Канарского (Phoenix canariensis) и Финика Roebelenii Заказчик установил, что высота ствола предложенного Финика Канарского (Phoenix canariensis) не менее 0,3-0,4 м. Предлагаемая высота ствола значительно ниже, чем заложенная техническим заданием контракта высота ствола Финика Roebelenii (не менее 2,0 м).
Также при рассмотрении указанного предложения Заказчик определил, что предложенный Вами Финик Канарский (Phoenix canariensis) имеет рыночную стоимость значительно ниже Финика Roebelenii.
Кроме того, Заказчик информировал Подрядчика о том, что на территории Муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края производится высадка Финика Roebelenii, а также дальнейшее его произрастание без побочных эффектов при существующих климатических условиях.
Заказчиком было принято решение об отказе в принятии предложения в связи с тем, что в данном случае предложение к поставке совершенно другого растения - это не предложение товара с улучшенными характеристиками, а предложение иного индивидуально-определенного товара, то есть замена товара, что Законом не предусмотрено (Положения части 2 статьи 34), а части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе ограничивают право сторон на изменение условий заключенного контракта.
28.05.2024 г. в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N34 от 28.05.2024 г.) с требованием выдачи заказ-наряда, в котором должны быть указаны точки высадки зеленых насаждений.
Кроме того, в соответствии с письмом исх.N 41 от 10.06.2024 г. Подрядчик не согласился с позицией Заказчика, относительно выполнения условий контракта согласно технического задания.
В дальнейшем Подрядчик вышел с требованиями (письмо исх.45 от 17.06.2024 г.) предоставить информацию от ресурсноснабжающей организации о проведении данного вида работ, предоставить схему размещения инженерных коммуникаций, а также произвести их отключение на указанной территории высадки зеленых насаждений и изменить способ проведения работ с указанием иных мест высадки.
На сегодняшний день, по информации МКУ "Дирекция заказчика Хостинского внутригородского района города Сочи" (письмо от 20.06.2024 г. N141) Подрядчик, получив наряд заказ не приступил к выполнению работ согласно условиям контракта. Пояснений от Подрядчика о причинах неисполнения условий Контракта не поступало.
Таким образом Заказчик полагает, что Подрядчик умышлено не исполняет обязательства относительно контракта, а следовательно у Заказчика существуют правовые основания в силу ч.2 ст.715 ГК РФ, а также пункта 11.8.2. контракта для проведения процедуры одностороннего отказа Заказчика от исполнения настоящего Контракта при условии когда Подрядчик не приступает к исполнению обязательств по Контракту в срок, установленный Контрактом, или нарушает (при наличии) график производства работ, предусмотренный Контрактом, или выполняет работу так, что ее окончание к сроку, установленному Контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что она не будет выполнена надлежащим образом в установленный Контрактом срок.
Вследствие факта неисполнения Подрядчиком своих обязательств по контракту Заказчик реализует свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное п. 11.5, 11.7. - 11.15. контракта.
В соответствии с п.11.5. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.07.2024 Заказчиком размещена информация в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Согласно пояснениям ООО "Авангард", Поставщик приступил к исполнению Контракта, с этой целью заблаговременно заключил договоры с поставщиками саженцев пальмы бутия в количестве 24 штуки и финика Робелена в количестве 7 штук и оплатило их.
Согласно п.4.2 функциями технического надзора Заказчика с правом выдачи наряд-задания наделено МКУ города Сочи "Дирекция заказчика Хостинского внутригородского района города Сочи" (далее-Дирекция, Исполнитель)
Выполнение работ Подрядчиком осуществляется в соответствии с наряд- заказом, выданным МКУ города Сочи "Дирекция заказчика Хостинского внутригородского района г.Сочи" - данная норма регламентируется пунктом 3.3 контракта и пунктом 2 Приложения N1.
Место, сроки и объемы выполненных работ указываются в наряд-заказе -данная норма регламентируется пунктом 4.2.1 и пунктом 1 Приложения N1.
В Приложение N 1 пункт "Требования к качеству, количеству, безопасности и результатам работ" необходимо использовать посадочный материал, адаптированный к местным почвенно-климатическим условиям.
Согласно пункта 4.4.9 Подрядчик обязан немедленно известить МКУ города Сочи "Дирекция заказчика Хостинского внутригородского района города Сочи" и, до получения от него указаний, приостановить выполнении работ при обнаружении: - возможных неблагоприятных для Муниципального заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работ;
иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемых работ, либо создающих невозможность их завершения в срок.
Согласно пункту 4.1.6. Контракта при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается выполнение работ и использование в результате выполнения работ товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
26.04.2024 года от заказчика на эл.почту ООО "АВАНГАРД" поступило письмо N 3240/01/3-01-38 с требованием о постановке на налоговый учет обособленного подразделения ООО "Авангард", т.к объект, на котором должны производиться работы, находится вне юридического адреса организации.
15.05.2024 года ООО "АВАНГАРД" направляет заказчику на эл.почту письмо N 31 с указанием невозможности открыть обособленное подразделение, ввиду того, что заказчиком не выдан наряд-задание с указанием места (адреса), сроков и объемов работ.
24.05.2024 года на электронный адрес Подрядчика, после требований о предоставлении по письму N31 от 15.05.2021 года, поступил без номера и даты наряд-заказ без указания места проведения работ. По данному факту заказчику было направлено требование о предоставлении наряд-заказа с указанием места высадки с привязкой к количеству посадочного материала.
22.05.2024 года ООО "Авангард своим письмом N 32 уведомляет Заказчика о невозможности высадки финика Робелена в виду отсутствия адаптации растения к местным почвенно-климатическим условиям и просит - согласовать замену высадки финика Робелена на финик Канарский с ссылкой на заключение специализированной организации-Ботанический сад ФГБОУ ВО "КубГУ".
30.05.2024 года в 14:01 по МСК на электронный адрес Подрядчика поступил скорректированный наряд-заказ N б/н с указанием места высадки-черноморская набережная в Хостинском внутригородском районе города Сочи, без привязки к количеству посадочного материала.
03.06.2024 года заказчик направляет на эл.почту Подрядчика письмо N 4256/01/03-01-38 об отказе в согласовании замены посадочного материала- финик Робелена на улучшенный по адаптации к местным почвенно-климатическим условиям посадочный материал- финик Канарский и настаивает на том, что контракт должен быть исполнен и что и высадке в грунт подлежит финик Робелена.
Никаких возражений с ссылкой на нормативное или практическое обоснование своей позиции в отказе постаки товара с улучшенными качествами относительно доводов Подрядчика Заказчик не предоставил.
06.06.2024 года сотрудники ООО "Авангард" выехали на место выполнения работ, где представитель Исполнителя-Князев Д.Ю. указал территорию, без точного места, для высадки пальм бутия в количестве 24 штуки, при этом уточнил, что несколько пальм нужно высадить в кашпо.
10.06.2024 года ООО "АВАНГАРД" направило заказчику (на эл.почту 10.06.2024 и в ЕИС 10.06.2024 года) письмо N 41 о том, что исполнение контракта в полном объеме повлечет риск возникновения для Подрядчика гарантийных обязательств, а также приведет к неэффективному использованию бюджетных средств заказчиком. Кроме того, Заказчик уведомлялся о том, что в части поставки и высадки в грунт пальмы Бутия в количестве 24 штук контракт будет исполнен в полном объеме, а в части поставки и высадки финика Робелена контракт исполняться не будет - с ссылкой на заключение специализированного органа в котором указано, что для финика Робелена должен соблюдаться температурный режим произрастания- температура воздуха не ниже +8 градусов Цельсия, а при температуре -3 градуса Цельсия его необходимо выращивать под стеклом. При малейших заморозках корневая система финика Робелена погибает.
15.06.2024 года работники ООО "Авангард" приступили к выкопке ям для дальнейшей высадки пальм бутия, но столкнулись со следующей проблемой: территория, указанная должностным лицом Исполнителя, полностью пронизана на глубине 0,3-0,5 метров инженерными сетями (силовые кабеля и водопроводные трубы) и в прошлом расположенной бетонной дорогой (фото и видео-фиксация произведена в полном объеме с привязкой к месту и дате выполнения работ).
Уведомив представителя Исполнителя Князева Д.Ю. о сложившейся ситуации, получен ответ, об уклонении от исполнения контракта.
17.06.2024 года ООО "Авангард" письмом N 45 (в ЕИС 18.06.2024) уведомляет Заказчика о невозможности проведения работ по высадке пальм бутия на территории, указанной в наряд-заказе его Исполнителя с ссылкой на то, что Заказчик скрыл информацию и поставил под угрозу жизнь и здоровье работников Подрядчика; при размещении закупки нарушил порядок описания объекта закупки; не получил разрешение на проведение работ у ресурсоснабжающей организации; не получил схемы размещения силовых кабелей в ресурсоснабжающей организации; не получил информацию от ресурсоснабжающей организации по отключению силовых кабелей на период проведения работ.
Уведомляя Заказчика о невозможности проведения работ, Подрядчик требовал устранения всех препятствий для исполнения контракта :
1. Предоставить информацию от ресурсоснабжающей организации о проведении работ, согласно контракта N 0118300018724000374 от 11.04.2024 года.
2. Предоставить схему размещения инженерных коммуникаций на территории, указанной в наряд-заказе N б/н от 30.05.2024 года.
3. Согласовать и провести отключение инженерных коммуникаций (силовых кабелей и т. д.) на период высадки пальм бутия.
4. Изменить способ проведения работ с указанием других мест высадки. При этом Заказчик в любом случае обязан предоставить схему инженерных сетей (силовых кабелей и т. д.) на территории с целью исключения угрозы жизни и здоровью работников Подрядчика при исполнении контракта.
Кроме того, сообщалось, что согласно Приложения N3 к контракту "Расчет" в пункте 3 указан вид работ "Посадка деревьев и кустарников с комом земли размером: 0,5x0,5x0,4" ФБР 47-01-009-05. Данная федеральная расценка включает в себя следующие виды работ:
Наименование |
Единица измерения |
Посадка деревьев и кустарников с комом земли размером: 0,5x0,5x0,4 м |
10 деревьев или кустарников |
Состав работ | |
01. Установка деревьев в ямы автокраном. 02. Засыпка земли с трамбованием. 03. Установка кольев и укрепление деревьев. 04. Полив. 05. Обрезка крон. |
Из вышеуказанного следовало, что условиями контракта не предусмотрена выкопка ям для высадки посадочного материала.
08.07.2024 года Заказчик направил уведомление о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Общество неоднократно письменно и устно указывало заказчику на вышеуказанные обстоятельства, препятствующие исполнению контракта.
Однако какого-либо указания для устранения названных препятствий со стороны заказчика не поступало.
После этого ООО "АВАНГАРД" предприняло дополнительные действия, а именно: был заключен договор со специализированной организацией ООО "ЭНЕРГОСЕТЬМОНТАЖ" ИНН 2320231145 на трассировку кабельной линии на территории черноморской набережной, где должна была производиться высадка. Услуги организацией были оказаны и оплачены ООО "АВАНГАРД", но заказчик отказался от исполнения контракта, направив уведомление о расторжении контракта.
Из представленных материалов дела следует, что Заказчик не проявлял взаимодействие в ходе исполнения контракта, не отвечал на официальные письма Общества, направленные через ЕИС.
Согласно позиции ФАС России от 24.07.2024 г.: "Суды при разрешении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или об отказе во включении сведений в РНП руководствуются следующими критериями:
Оценка поведения сторон контракта требуются ответы на вопросы:
- Что выполнено/не выполнено сторонами в отношении предусмотренных контрактом обязанностей;
- Исполняли ли стороны обязанности по отношению друг к другу в сроки и в установленном порядке (предоставление ответов на запросы, передача документации, строительной площадки и пр.);
- Насколько стороны проявляли активное поведение и взаимодействие друг с другом в ходе исполнения контракта;
- Какие именно обстоятельства препятствовали надлежащему исполнению контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, не является безусловным основанием для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в настоящем случае установлено принятие мер, направленных на исполнение контракта.
Таким образом, применение к ООО "Авангард" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией Хостинского внутригородского района МО городской округ г-к Сочи в отношении ООО "Авангард" (350051, г. Краснодар, ул. Офицерская, д. 45; ИНН: 2311076528, КПП: 230801001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 июля 2024 г. N РНП-23-550/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024