Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от АДМИНИСТРАЦИИ ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Заказчик):
от ООО "СПБ ИТС" (далее - Участник, Общество, Исполнитель, Подрядчик):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "СПБ ИТС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС России документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 0145300005223000537 от 15.11.2023 на оказание услуг по проведению анализа пассажиропотока и разработке предложений по оптимизации маршрутной сети на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области на сумму 1 399 000,00 рублей (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения также следует, что 04.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 19.07.2024 в формате видеоконференцсвязи.
Однако, в связи с необходимостью приобщения части документов, а также дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, заседание продолжилось 26.07.2024, Участник и Заказчик обеспечили явку.
Комиссия Ленинградского УФАС России, оценив представленные документы и пояснения, пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 9.1. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС России следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято на основании того, что на 04.07.2024 обязательства не были выполнены в полном объеме и в срок установленный Контрактом.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, на основании п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по проведению анализа пассажиропотока и разработке предложений по оптимизации маршрутной сети на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и обеспечить оплату оказанных услуг согласно условиям настоящего Контракта.
По Контракту:
- 1.2. Сроки оказания услуг: с момента заключения Контракта до 25 декабря 2023 г.
- 1.3. Исполнитель обязуется оказать услуги в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N2), являющимся неотъемлемой частью Контракта.
- 1.4. Место оказания услуг: Всеволожский муниципальный район Ленинградской области.
По Контракту Заказчик среди прочего обязан:
- 3.2.1. Осуществлять контроль за выполнением принятых Исполнителем обязательств по Контракту.
- 3.2.2. Обеспечивать приемку надлежаще оказанных услуг в соответствии с условиями Контракта.
- 3.2.3. Принимать от Исполнителя оформленные в установленном порядке документы об оказанных услугах.
- 3.2.4. Извещать Исполнителя об обнаружении недостатков после приемки оказанных услуг, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в течение 3 (трех) рабочих дней с момента их обнаружения.
- 3.2.5. Производить оплату за надлежаще оказанные услуги в соответствии с условиями Контракта.
По Контракту Участник среди прочего обязан:
- 3.1.1. Оказывать услуги в соответствии с условиями Контракта и Описания объекта закупки (Приложение N2) в полном объеме, надлежащего качества.
- 3.1.2. Учитывать рекомендации Заказчика по предмету Контракта при оказании услуг.
- 3.1.3. Гарантировать надлежащее качество оказываемых услуг в течение всего срока действия Контракта. Безвозмездно устранять недостатки, обнаруженные Заказчиком.
- 3.1.4. Нести ответственность перед Заказчиком за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств соисполнителями в случае привлечения к исполнению своих обязательств иных лиц (соисполнителей).
- 3.1.5. В срок, определенный п. 5.2, представить Заказчику указанные в нем документы.
Согласно 5.2. Контракта по факту оказания услуг Исполнитель в течение 1 (Одного) рабочего дня направляет Заказчику уведомление о готовности результата оказанных услуг к приемке Заказчиком. На момент приемки результата оказанных услуг Исполнитель предоставляет Заказчику акт об оказанных услугах, счет, счет-фактуру (при необходимости). Указанные документы Исполнитель направляет в сектор организации транспортного обслуживания по адресу: г. Всеволожск, ул. Коралловская, д. 21. Лицо, осуществляющее контроль исполнения обязательств, со стороны Заказчика Иванов Алексей Сергеевич.
При этом на основании п. 5.3. Контракту Заказчик с участием Исполнителя осуществляет проверку и приемку результата оказанных услуг, включая экспертизу оказанных услуг.
Согласно п. 5.17. Контракта в срок не позднее 20 (Двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке оказанных услуг с указанием причин такого отказа.
Согласно п. 10.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств, но не позднее 29.02.2024 года.
Также исходя из п. 10.2. истечение срока действия Контракта не освобождает Стороны от исполнения обязательств, возникших в период действия Контракта, а также от ответственности за его нарушение.
К Контракту прилагаются и являются неотъемлемой его частью:
Приложение N1 - Расчет стоимости услуг;
Приложение N2 - Описание объекта закупки.
Пунктом 1.2 Приложения N2 Контракта определено, что цель услуг: получение объективной информации о функционировании транспортной системы Всеволожского муниципального района Ленинградской области, принятие управленческих решений в области развития транспортной инфраструктуры, определение показателей, характеризующих работу транспортных средств общего пользования, включая анализ пассажиропотока на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области и, также позволяющих осуществлять мониторинг и прогноз объемов перевозок пассажиров и разработка предложений по оптимизации маршрутной сети Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
При этом Описанием объекта закупки установлены разделы:
- 2. Общие требования к оказанию услуг;
- 3.Содержание (состав) оказываемых услуг;
- 4.Обследование пассажиропотоков на маршрутах регулярных перевозок с проведением ручного подсчета;
- 4.1. Место проведения обследований;
- 4.2. Порядок обследований;
- 4.3. Методика внешней оценки наполненности салона;
- 5. Требования к безопасности оказываемых услуг.
Также разделом 6 Описания объекта закупки установлены требования к результатам оказываемых услуг, а именно:
N п/п |
Наименование оказываемых услуг |
Результат оказываемых услуг |
1. |
Разработка и согласование методики и графика обследования пассажиропотока |
1. Методика обследования пассажиропотока. 2. График обследования пассажиропотока. |
2. |
Обследование и анализ пассажиропотока согласно Перечню объектов
Обследование пассажиропотока проводится одним или двумя способами (Автоматизированное обследование - при необходимости и технической возможности по согласованию с Заказчиком): 2.1. Автоматизированное обследование с установкой в подвижном составе датчиков подсчета числа вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке. 2.2 Обследование с ручным подсчетом количества вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке.
|
1. Отчет обследования пассажиропотока по каждому муниципальному маршруту (в том числе включающий в себя сведения по каждому маршруту и периоду обследования по форме таблиц 1, 2, 3) прошитый на бумажном носителе. 2. Отчет обследования пассажиропотока по каждому муниципальному маршруту (в том числе включающий в себя сведения по каждому маршруту и периоду обследования по форме таблиц 1, 2, 3) в электронном виде в редактируемом и нередактируемом форматах (полностью соответствующий отчету на бумажном носителе). 3. Анализ пассажиропотока. 4. Прогноз пассажиропотока на муниципальных маршрутах, осуществляющих свою работу, с учетом сезонных колебаний на год на электронном и бумажном носителях. 5. Прогноз пассажиропотока на муниципальных маршрутах, если обслуживание муниципального маршрута не осуществляется, с визуализацией данных обследований и расчетов существующих и прогнозируемых пассажиропотоков на основе моделирования. 6. Видео-банк обследования пассажиропотока (в объеме не менее 18 часов для каждого муниципального маршрута согласно условиям данного Технического задания). 7. Фотофиксация обследования пассажиропотока. 8. Отчет по учету соблюдения отклонения движения автобусов от утвержденного расписания на электронном и бумажном носителях. 9. Сводная таблица результатов обследования муниципальных маршрутов на электронном и бумажном носителях. |
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующие обстоятельства.
Согласно доводам Заказчика в письменных пояснениях.
Исполнителем направлены документы о приемке оказанных услуг в ЕИС 16.02.2024 Заказчиком осуществлена проверка результата оказанных услуг и выявлены недостатки.
Исполнителем не выполнены условия муниципального контракта N0145300005223000537 в части п. 2.5 "Описания объекта закупки" (обследования каждого муниципального маршрута, представленного в "Перечне объектов" (Приложение N 2 к Техническому заданию), должно быть произведено в два будних дня и один выходной день недели (продолжительность измерения в каждый из указанных дней не менее 3-х часов в прямом и не менее 3-х часов в обратном направлении, в том числе утренний и вечерний "часы-пик" и обеденное время), т.е. каждый муниципальный маршрут должен быть обследован не менее 18 часов: 9 часов в прямом направлении и 9 часов в обратном направлении). При этом, на муниципальных маршрутах NN 4, 512, 562, 563, 601, 618, 619, 621, 627, 667, 668, 668а, 679, 680 должно быть обследовано каждое транспортное средство, работающее на линии, в течение одного целого часа утреннего "часа-пик", вечернего "часа- пик" и обеденное время в прямом и обратном направлениях в два будних дня и один выходной день недели), а именно:
1. Муниципальные маршруты NN 4, 5, 562, 563, 602а, 604, 618, 627, 667, 668, 668а, 680 обследовались по одному буднему и одному выходному дню, муниципальный маршрут N 10 обследовался один будний день;
2. Продолжительность обследования муниципальных маршрутов NN 10, 622, 625 составила менее 18 часов.
В связи с чем, Заказчиком направлен отказ о приемке оказанных услуг в ЕИС 19.03.2024.
Исполнитель дообследовал муниципальные маршруты и разместил документы о приемке оказанных услуг в ЕИС 24.04.2024 Заказчиком осуществлена проверка результата оказанных услуг и выявлено не устранение нарушения в следующей части.
В соответствии с разделом 6 "Описание объекта закупки" контракта Исполнитель по итогам проведенного обследования пассажиропотока предоставляет Заказчику видео-банк в объеме не менее 18 часов для каждого муниципального маршрута согласно условиям Технического задания.
В ходе осуществления анализа предоставленного видео-банка, специалистами сектора организации транспортного обслуживания администрации выявлено несоответствие вышеуказанному требованию результатов выполненных работ, а именно:
1. Муниципальный маршрут N 6 - предоставлены материалы в объеме 13 ч. 28 мин.;
2. Муниципальный маршрут N 10 - предоставлены материалы в объеме 5 ч. 48 мин.;
3. Муниципальный маршрут N 11б - предоставлены материалы в объеме 17 ч. 25 мин.;
4. Муниципальный маршрут N 491 - предоставлены материалы в объеме 10 ч. 22 мин.;
5. Муниципальный маршрут N 602а - предоставлены материалы в объеме 13 ч. 32 мин.;
6. Муниципальный маршрут N 609 - предоставлены материалы в объеме 9 ч. 33 мин.;
7. Муниципальный маршрут N 610 (совмещенный с N 617) - предоставлены материалы в объеме 17 ч. 27 мин.;
8. Муниципальный маршрут N 611 предоставлены материалы в объеме 14 ч. 25 мин.;
9. Муниципальный маршрут N 614 предоставлены материалы в объеме 13 ч. 36 мин.;
10. Муниципальный маршрут N 622 предоставлены материалы в объеме 14 ч. 56 мин.
Также имелись следующие технические замечания:
1. по муниципальному маршруту N 627 от 17.12.2023 г. не загружаются материалы учетчика N 1, отсутствуют материалы учетчика N 4;
2. по муниципальному маршруту N 668 от 19.12.2023 - недоступны две ссылки на материал учетчик N 1, недоступны 3 ссылки на материал учетчика N 4, недоступна одна ссылка на материал учетчика N 9, недоступны две ссылки на материал учетчика N 10; от 24.12.2023 - материал учетчика N 4 отснят некорректно (видеорегистратор направлен на улицу, а не в салон автобуса);
3. по муниципальному маршруту N 680 от 04.12.2023 - недоступны 2 ссылки на материал учетчика N 1.
О данных недочетах сообщено Исполнителю (исх. от 21.05.2024 N 4079/1.0-16).
Ответным письмом, вх. от 27.05.2024 г. N 15271/1.0-15, Исполнитель направил объяснения по факту недоснятого видео и наличию технических замечаний по обследованию пассажиропотока.
Заказчиком рассмотрены пояснения Исполнителя. На основании п. 11.2. контракта "любые изменения контракта оформляются дополнительным соглашением, которое должно быть подписано Сторонами". Во время исполнения контракта Исполнитель не запрашивал информацию о разъяснениях и не сообщал о возникающих вопросах по исполнению контракта. Дополнительное соглашение по изменению объема предоставляемого видео-материала по обследуемым муниципальным маршрутам Сторонами не подписывалось. Заказчиком оказанные услуги не приняты, о чем в ЕИС размещен документ об отказе 27.05.2024.
Заказчиком 18.06.2024 проведено рабочее совещание по вопросу приемки оказанных услуг по контракту совместно с генеральным директором ООО "Санкт-Петербургский институт транспортных систем".
Рассмотрена возможность принятия фактически оказанных услуг по контракту с дальнейшим заключением соглашения о расторжении муниципального контракта по соглашению Сторон.
В связи с отказом Исполнителя по Контракту от предоставления видео-материалов в полном объеме согласно Техническому заданию, а также формирования УПД в системе ЕИС в объеме фактически оказанных услуг с дальнейшим заключением соглашения о расторжении муниципального контракта по соглашению Сторон, Администрация не принила оказанные услуги в полном объеме с дальнейшим расторжением муниципального контракта в одностороннем порядке.
В тоже время, Заказчиком 19.06.2024, посредством направления письма в Outlook, предложено предоставить недостающий объем видео-материала.
Исполнителем недостающий видео-материал не предоставлен, УПД в системе ЕИС не сформирован. Заказчиком принято решения о расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке от 04.07.2024.
Заказчик подчеркнул, что на основании вышеизложенного решение об одностороннем отказе считает законным и обоснованным, считает, что сведения подлежат включению в РНП.
Согласно доводам Участника в письменных пояснениях.
В Приложении N1 к извещению закупки "Описание объекта закупки" (Техническое задание) приведен Перечень объектов Муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (Приложение N1 к Техническому заданию) и Расписание движения муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (Приложения N2 к Техническому заданию).
В ходе выполнения Контракта было выявлено, что информация, которая была размещена в конкурсной документации не актуальна, а именно:
1. В Перечне объектов Муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
- указаны маршруты NN 7, 9, 11, 601а, 616, 621, 624, К-670), которые не действовали в период обследования (ноябре - декабре 2023 года),
- указаны сезонные маршруты NN 615, 620, 691, которые так же не действовали в период обследования,
- неверно указан номер маршрута 562 "метро Девяткино - завод "Ту рбоатомгаз" ",
- неверно указаны наименования промежуточных остановочных пунктов (нехватка остановочных пунктов или неправильное прохождение): по маршрутам NN 4, 8, 10, 11Б, 512, 609, 611, 563, 618, 619, 622, 625, 627, 667, 668, 668а, 664(изменена временно трасса), 679, 680, в совмещенных маршрутах АТП "Грузино" 610/617, 614/612/613.
2. В Расписание движения муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
- приведено не актуальное расписание для маршрутов NN 6, 11 Б, 491, 512, 601,602а, 609,619, 680;
- для маршрутов 604, 602а * указано что он работает ежедневно, но по актуальному расписанию маршруты не работают в выходные;
- для маршрута N 10 указано что он работает ежедневно, но в период обследования маршрут не работал по выходным дням, а с января 2024 года перевозчиком совсем не обслуживается;
- не указано что объединено обслуживание маршрутов NN 610/617, 612/614, 613/614/619, 601/602/602а);
- указаны расписания недействующих маршрутов NN 7, 9, 11, 601а, 616, 621, 624, К-670,615,620, 691;
- не указана часть информации маршрутов NN 6, 8, 10, 491, 601а, 602, 602а, 603, 604, 607, 609, 610/617, 611, 614, 616, 622,625, 664, К-670.
При разработке Обществом Методики проведения исследования пассажиропотоков учитывалось актуальное расписание, а не то, которое указано в Контракте, также по устной просьбе Заказчика в перечень обследуемых маршрутов был добавлен и обследован маршрут 679 "ст. м. "Девяткино" - Энфилд", неуказанный в Техническом задании.
Таким образом, Методика и График проведения исследования были согласованы с Заказчиком с учетом внесения необходимых изменений в Описание объекта закупки, а после согласования Исполнитель приступил непосредственно к оказанию услуг по проведению анализа пассажиропотока и разработке предложений по оптимизации маршрутной сети.
После исполнения обязательств, Исполнителем были размещены все отчетные документы в ЕИС 16.02.2024.
Заказчиком результат оказанных услуг принят не был, 19.03.2024 в приемке было отказано, согласно тексту мотивированного отказа, недостатки были предъявлены к отснятому видеоматериалу.
Исполнитель в адрес Заказчика направил разъясняющие письма 26.03.2024 и 03.04.2024.
В целях урегулирования спорных вопросов, Исполнителем было принято решение провести дообследование маршрутов.
После чего отчетные документы были размещены в ЕИС 24.04.2024, однако 27.05.2024 Заказчиком в приемке результата оказанных услуг было отказано повторно.
Исполнитель выразил несогласие с отказом в приемке, о чем в адрес Заказчика было направлено Письмо от 31.05.2024.
Участник пояснил Заказчику, что Требование раздела 6 "Описание объекта закупки" о предоставлении Заказчику видео-банка в объеме не менее 18 часов для каждого муниципального маршрута актуально только для муниципальных маршрутов, обслуживаемых двумя и более подвижными единицами, функционирующих в будние и выходные дни, т.к. при обслуживании маршрута одной единицей подвижного состава не могут быть отсняты видео длительностью два часа в период часового обследования, т. к. одна транспортная единица подвижного состава за один целый час обследования выполняет рейсы в прямом и обратном направлении. Обследования одного целого часа в этом случае состоит из записи одного учётчика и не представляется возможным в один целый час обследования записать два часа видео. Так же при наличии по расписанию одного оборотного рейса продолжительностью менее двух часов в необходимом трехчасовом периоде невозможно заснять больше, чем продолжительность этого оборотного рейса. Исходя из этого продолжительность видео в таком случае составляет 9 часов и состоит из видео продолжительностью по одному часу в три временных периода за три дня. Маршруты, которые не функционируют по выходным дням, обследуются по одному целому часу в два будних дня, следовательно, продолжительность видео для данных маршрутов составляет 12 часов и состоит из видео продолжительностью по одному часу в три временных периода за два будних дня для двух направлений. Для маршрутов, обслуживание которых осуществляется одной единицей подвижного состава и работающих только по будним дням, продолжительность видео составляет 6 часов и состоит из видео продолжительностью по одному часу в три временных периода за два. Обследования пассажиропотоков проводились в будние и выходной дни в указанные в разделе 4 "Описания объекта закупки",
В Приложении В, табл. В.1 к Отчету "Проведение анализа пассажиропотока и разработка предложений по оптимизации маршрутной сети Всеволожского муниципального района Ленинградской области" и отчётах маршрутам приведены данные обследования всех транспортных единиц, находящихся на линии в дни обследования.
Заказчиком также было предложено к подписанию Соглашение о расторжении Контракта, с оплатой фактически выполненных работ, за вычетом недоотснятого количества, а именно:
Тем не менее, на стадии переговоров с Заказчиком, Общество от этого варианта отказалось, поскольку считало, что Участник услуги оказывал, но не может представить видео согласно требованиям Контракта, ввиду описанных обстоятельств.
12.07. 2024 Участник в адрес Заказчика направил ответ на решение об одностороннем отказе с просьбой отменить его.
Учитывая указанные выше обстоятельства, действия Подрядчика не были направлены на умышленное уклонение от исполнения обязательств по Контракту.
Таким образом, намерений сорвать исполнение Контракта не имелось, Предприниматель просит не применять к нему меру в виде включения в РНП, поскольку она явно несоразмерно всем действиям, которые предпринимал Участник.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 04.07.2023.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, Участник был уведомлен надлежащим образом (исходя из направленного письма о несогласии).
Представитель Участника дополнительно пояснил, что Участник планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы как в установленный срок, так и действительно после установленного Контрактом срока стремился закончить и передать результат Заказчику;
- Участник просит обратить внимание, что задержка связанна с различными сложностями (которые в том числе не связанны с самим Участником), в первую очередь по актуализации маршрутов, однако даже выявив их Участник готов был взаимодействовать с Заказчиком. Исполнитель подчеркивал, что качество и аккуратность работ - первоочередная задача, так как Исполнитель специализируется на данном виде работ;
- Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от устранения недостатков и дальнейшей работы, что не свидетельствует о его намерении Участника выполнить работы некачественно и целенаправленно сорвать Заказчику закупку.
Заказчик пояснил Комиссии, что не создавал препятствий для исполнения обязательств, действия (бездействия) Участника нарушали обязательства по Контракту, принять услуги с недостающими часами, указанными в Контракту он не мог, а от соглашения по расторжению Контракта по соглашению, Общество отказалось.
Учитывая позицию Заказчика и Участника и наличие гражданско-правового спора, Комиссия решила применить метод адвокатирования конкуренции и сделала перерыв в заседании, при этом во время перерыва Заказчиком приобщены в материалы дела доказательства выставления штрафных санкций на сумму более 150 тысяч рублей, Участником приобщены в материалы дела платежные поручения, доказывающие полную их оплату.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым отметить, что полностью принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, а именно окончание срока выполнения работ установленного в Контракте (до 25.12.2023), в течение которого Заказчику не был передан результат, являющийся предметом Контракта в полном объеме.
Поскольку Участник не оказал услуги в установленные сроки, то ссылки на данные обстоятельства, применительно к несогласию Общества с односторонним отказом, не принимаются антимонопольным органом.
Кроме того, если Участник видел, что изначально материал в количестве 18 часов (установленный в Контракту) невозможно отснять по каждому из маршрутов, он должен был согласно требованиям Контракта и ГК РФ приостановить оказание услуг и сообщил об этом Заказчику, чего сделано им не было, а не заявлять данный довод как несогласие с односторонним отказом.
Несмотря на вышеуказанное согласие Комиссии с Заказчиком, Ленинградское УФАС России озвучивало во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия не решает гражданско-правовой спор между сторонами, Комиссия принимает во внимание только факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств по Контракту, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит подтверждение и доказательства того, что Участник приступил к оказанию услуг, выявил текущее несоответствие маршрутов в Описании объектов закупки и актуализировал их, Методика была подписана со стороны Заказчика, по завершению услуг передавал результат Заказчику, пусть и за сроком, но также исправлял замечания, а по спорным вопросам информировал Заказчика, велась переписка, при этом своими действиями Участник был заинтересован в выполнении обязательств.
Методом адвокатирования конкуренции, Комиссия раскрыла позицию сторонам и признавая нарушение сроков, Участник добровольно оплатил все выставленные штрафные санкции Заказчику.
Такая последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления передать результат услуг и Общество готово нести ответственность, в том числе финансовую, что с учетом того, что к иным разделам (кроме как к отснятому количеству часов) Заказчик претензий не имеет, позволяет Комиссии принять его аргументы и учитывать их в решении.
Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Материалами дела подтверждается, что Участник просил такого содействия Заказчика в пределах действия Контракта.
Намерение и желание оказать услуги, являются для Комиссии доказательством стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
Следовательно, Комиссия принимает доводы представителя Участника, о том, что он исполнял обязательства, что, по мнению Комиссии, не свидетельствует о необходимости задействования дополнительной ответственности в виде санкции о включении сведений о нем в РНП.
2) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Участника обязательств в рамках заключенного Контракта.
Положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, и поскольку их Участник оплатил, то это может является, в данном случае, достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
Таким образом, рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "СПБ ИТС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 июля 2024 г. N 047/10/104-2079/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024