Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис": - (по доверенности), - (по доверенности),
в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО ПК "ИнвестСтройПроект", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО ПК "ИнвестСтройПроект" на действия единой комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000624004890 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги по улице Пушкина в селе Решеты Решетовского сельсовета Кочковского района Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 189 414 908,15 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО ПК "ИнвестСтройПроект" с жалобой на действия единой комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000624004890 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги по улице Пушкина в селе Решеты Решетовского сельсовета Кочковского района Новосибирской области.
Суть жалобы ООО ПК "ИнвестСтройПроект" заключается в следующем.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.07.2024 г. заявка ООО ПК "ИнвестСтройПроект" была признана не соответствующей требованиям, установленным извещением об электронном аукционе на основании п.3 ч.12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по причине несоответствия участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе. В обоснование принятого решения единая комиссия уполномоченного учреждения указала, что участник закупки не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571), установленным в извещении об осуществлении закупки и п. 5 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке.
Участником закупки был подан запрос на разъяснение оснований отклонения заявки. Единая комиссия уполномоченного учреждения по осуществлению закупки отклонила заявку в связи с тем, что у участника отсутствует разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
По мнению подателя жалобы, результат определения поставщика должен быть отменен, закупка должна быть возвращена на стадию определения поставщика в связи с допущенными нарушениями требований нормативных актов.
Согласно положениям пункта 10 статьи 1, статей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства признаются объектами капитального строительства, для создания которых необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешения на ввод в эксплуатацию. Таким образом, объекты капитального строительства создаются с соблюдением последовательного порядка, установленного для создания таких объектов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 г. N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство включены, в частности, автомобильные дороги IV и V категории.
В составе извещения о проведении закупки N 0851200000623001089 было приложено положительное заключение ГБУ НСО "ГВЭ НСО" N 54-1-1-3-064851-2022 от 09.09.2022 г. на проектную документацию и инженерные изыскания, согласно п. 2.1.3 которого дороги имеют щебеночное покрытие, две полосы движения и общую ширину проезжей части 6,0 м.
В отношении построенного, реконструированного объекта выдано заключение Инспекции ГСН НСО N 232 от 18.10.2023, на л.2 которого указано. Что разрешение на строительство не требуется на основании постановления Правительства РФ 12.11.2020 N 1816.
Заказчик принял выполненные работы без замечаний и 19.10.2023 г. подписал документ о приемке работ в ЕИС.
Согласно справке администрации р.п. Краснозерское объекты капитального строительства отнесены к дорогам IV категории.
ГКУ НСО "УКСис" в возражениях на жалобу ООО ПК "ИнвестСтройПроект" в полном объеме поддержало основание отклонения заявки ООО ПК "ИнвестСтройПроект", указанное в протоколе подведения итогов закупки, а также сообщило следующее.
Уполномоченное учреждение сообщило, что в представленном на рассмотрении жалобы заключении Стройнадзора НСО N 232 от 18.10.2023 г. указано, что основанием для выдачи данного заключения являются, в том числе, акт сдачи-приемки законченного строительства объекта капитального строительства N б/н от 13.10.2023 г. тогда как в документах, направленных оператором электронной площадке, представлен акт приемки законченного строительством объекта N 1 от 13.10.2023 г. то есть, документ с другими реквизитами.
Кроме того, согласно разделу 4 представленного контракта не предусмотрено подписание акта приемки объекта капитального строительства по форме КС - 11.
Из условий контракта следует, что документ о приемке должен быть составлен в соответствии с ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Более того, в акте приемки законченного строительством объекта N 1 от 13.10.2023 г. указано третье лицо - ГКУ НСО "ТУАД", при этом, контракт не предусматривает в отношении этого лица никаких прав и обязанностей.
Кроме того, руководствуясь ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе ГКУ НСО "УКСис" был направлен запрос от 22.07.2024 N 02-07/308/59-Вн в адрес ГКУ НСО "ТУАД".
24.07.2024 г. ГКУ НСО "ТУАД" направило в адрес ГКУ НСО "УКСис" письмо N 7210-Вн в котором подтвердило, что не принимало участие в приемке объекта по строительству автомобильной дороги по ул. Новосибирская, реконструкции автомобильной дороги по ул. Свободы и примыкания ул. Свободы к ул. Юбилейная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области.
Таким образом, по мнению уполномоченного учреждения, акт приемки законченного строительством объекта N 1 от 13.10.2023 г. обладает признаками подложного документа и был составлен участником закупки в целях обеспечения своего соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Изучив представленные материалы и доводы представителей сторон по жалобе ООО ПК "ИнвестСтройПроект", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе, к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В извещении о проведении электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
В соответствии с позицией 17 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, участник закупки должен обладать следующим опытом выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги:
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что для подтверждения опыта выполнения работ и соответствия дополнительным требованиям к участникам закупки ООО ПК "ИнвестСтройПроект" направило оператору электронной площадки в порядке, предусмотренном ч.12 ст.24.2 Закона о контрактной системе следующие документы:
- реестровую запись на муниципальный контракт N 0851200000623001089 от 21.03.2023 г. на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по ул. Новосибирская, реконструкции автомобильной дороги по ул. Свободы и примыкания ул. Свободы к ул. Юбилейная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области с ценой контракта 115 227 238,82 руб.;
- акт приемки законченного строительством объекта N 1 от 13.10.2023 г.;
- файл "Выдержка из ГрК РФ.docx".
Податель жалобы утверждает, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, поскольку в силу Постановления от 12.11.2020 N 1816 автомобильная дорога попадает под исключение и относится к IV категории, однако документами, которые были направлены оператором электронной площадки порядке ч. 12 ст. 24.2 Закона о контрактной системе, это не было подтверждено.
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 11.01.2024 N МШ/875/24 комиссия по осуществлению закупок принимает решение о соответствии участника закупки дополнительным требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки или приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) в соответствии с постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, исключительно на основании документов и информации, направленных заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно ч. 15 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
В п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ содержится ссылка на Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 г. N 1816, где указан перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство (строительство, реконструкция автомобильных дорог IV и V категории).
В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, из представленного контракта и документов не следует, что выполнение работ по контракту осуществлялось на автомобильных дорогах IV категории.
Кроме того, в документах, представленных ООО ПК "ИнвестСтройПроект", не содержится сведений о том, что что автомобильная дорога по ул. Новосибирская, по ул. Свободы и примыкания ул. Свободы к ул. Юбилейная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области относятся к IV категории.
В данных документах в строке категории дороги указано - улицы и дороги местного значения.
Кроме того, согласно Приложению к постановлению Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (вместе с "Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог") характеристикой дорог "2 полосы движения" обладают также автомобильные дороги II и III категории.
В соответствии с пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 указанной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст.48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.3 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также с учётом пояснений уполномоченного учреждения о признаках подлога документов, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что участник закупки ООО ПК "ИнвестСтройПроект" был правомерно признан не соответствующим требованиям, установленным извещением о закупке, на основании п.3 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, поскольку не подтвердил своё соответствие дополнительным требованиям по позиции 10 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571. Довод жалобы не нашёл своего подтверждения
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено. Однако установлено следующее.
Проанализировав совокупность изложенных уполномоченным учреждением обстоятельств, Комиссия Новосибирского УФАС России допускает, что ООО ПК "ИнвестСтройПроект" могло подделать документы, представленные в рамках рассмотрения жалобы.
В свою очередь, согласно ч.5 ст.327 УК РФ использование заведомо подложного документа, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей данной статьи, является уголовным преступлением.
Абзацем вторым пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 43 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324 - 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" по смыслу части 5 статьи 327 УК РФ к заведомо подложным документам относятся любые поддельные документы, удостоверяющие юридически значимые факты, за исключением поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей (например, подложные гражданско-правовой договор, диагностическая карта транспортного средства).
В соответствии с ч.29 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения органами контроля в сфере закупок плановых и внеплановых проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, указанные органы контроля обязаны передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в течение трех рабочих дней с даты выявления такого факта.
Кроме того, представители уполномоченного учреждения на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России заявили ходатайство о передаче материалов дела в правоохранительные органы.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО ПК "ИнвестСтройПроект" на действия уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000624004890 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги по улице Пушкина в селе Решеты Решетовского сельсовета Кочковского района Новосибирской области необоснованной.
2) Передать материалы дела в правоохранительные органы для оценки действий ООО ПК "ИнвестСтройПроект" в рамках уголовного законодательства
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии И.В. Костин
А.Д. Мамонтов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 2 августа 2024 г. N 054/06/48-1969/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024