Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Фельдшерский колледж" (далее - Заказчик):
ООО "Техсфера" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19519/24 от 30.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли в здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ушинского, д. 45, лит. Б (извещение N 0372200028724000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли в здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ушинского, д. 45, лит. Б (извещение N 0372200028724000002) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 16 507 036,96 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Техсфера".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Техсфера" заключен государственный контракт N ЭА/24/001/РемКровлБ от 19.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 16 507 036,96 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
10.5.1. Если подрядчик не приступает своевременно к выполнению работ по Контракту или выполняет работу по Контракту настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 ГК РФ);
10.5.2 Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, а подрядчик не исполнил требования заказчика об устранении недостатков в установленный заказчиком срок (п. 3 ст. 715 ГК РФ);
10.5.3 Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 723 ГК).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Техсфера".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему по заданию Заказчика Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту кровли (далее - Работы) в здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ушинского, д. 45, лит. Б (далее - Объект) в срок, не позднее 15.08.2024 (п. 4.2 Контракта).
Согласно п. 4.1 Контракта, начальный срок выполнения Работ по настоящему Контракту: не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня подписания Акта передачи объекта в ремонт.
В соответствии с п. 3.3.2 Контракта 24.04.2024 Объект был передан Подрядчику, подписан Акт передачи объекта в ремонт (дата начала производства Работ - 26.04.2024), а также документы, которые определены приложением к Контракту.
По состоянию на 17.07.2024 Подрядчик не выполнил следующие виды и этапы Работ в соответствии с Графиком производства работ по Контракту: NN 1-53, 58-95, 101-105.
Таким образом, Заказчик пришел к выводу, что выполнение Работ к установленному Контрактом сроку (15.08.2024) объективно невозможно.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 715 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 3.4.9 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Техсфера" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает Решение Заказчика незаконным и необоснованным в связи со следующим.
Подрядчик письмом N СФЕРА-4/001 от 02.05.2024 направил Заказчику на согласование обмерный план, в котором указал, что фактическая площадь кровли больше, чем указано в проектно-сметной документации на 12,1 м2 в осях 3-8/А-Н.
14.05.2024 Подрядчик письмом N СФЕРА-8/001 повторно направил информацию о согласовании дополнительных объемов работ, неучтенных в проектно-сметной документации.
Также письмом N 17/001 от 19.06.2024 Подрядчик повторно направил для согласования обмерный план, однако ответа не получил.
Кроме того, повторно все указанные документы были направлены в июне 2024 года (исх. СФЕРА-21/001 от 25.06.2024). Ответы от Заказчика так и не были получены Подрядчиком. Только в письмах исх. N 003/Б от 11.06.2024 и исх. N 360/006/Б от 18.06.2024 Заказчиком было указано на нечитаемость полученного обмерного плана, хотя переданные файлы открывались свободно распространяемым ПО Acrobat reader. Замечания по предоставленному формату документов также были устранены ООО "Техсфера".
При этом исх. N 13/001 от 04.06.2024 Подрядчиком в адрес Заказчика направлялось напоминание о согласовании обмерного плана с увеличением площади на 12,1 м2, а также информация об увеличении объемов и видов работ демонтажа с приложением сметы расчета на это увеличение.
В письме исх. N 003/Б от 11.06.2024 Заказчиком было указано, что проект дополнительной сметы в части площади кровли был направлен для проверки в СПб ГБУ "Стройкомплект". Однако на дату одностороннего отказа Заказчик не согласовал обмерный план и не принял к учету новые виды и объемы работ.
Вместе с тем Подрядчик неоднократно заявлял о готовности к выполнению Работ, предпринял все необходимые подготовительные мероприятия, что не отрицает и сам Заказчик, однако, столкнулся с нарушением Заказчиком положений п. 1 ст. 718 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении Заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
В силу указанных выше обстоятельств, и в соответствии со ст. 719 ГК РФ письмом исх. СФЕРА-16/001 от 07.06.2024 Подрядчик был вынужден уведомить Заказчика о приостановке Работ. Указанное уведомление не было оспорено Заказчиком, последующая переписка сведена к продолжающемуся истребованию Заказчиком дополнительных документов и требованию начала выполнения Работ, однако их выполнение без внесения изменений в Контракт не представлялось возможным, а их выполнение без заключения дополнительного соглашения создаёт риски для Подрядчика, связанные с отказом в оплате выполненных Работ, если они не предусмотрены Контрактом, о чём Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика. Одного лишь утверждения о "готовности заключить дополнительное соглашение" для Подрядчика не может быть достаточно, а утверждение о том, что Заказчиком выполнены все его обязательства по Контракту, высказанное в Решении об одностороннем отказе не отражает объективных обстоятельств.
В письме 18/001 от 20.06.2024 Подрядчик направил требование Заказчику о безотлагательном решении Заказчика по заключению дополнительного соглашения, на которое также не было получено ответа.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Техсфера" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Подрядчик не уклонялся от выполнения Работ, при этом их выполнение являлось невозможным ввиду разницы между фактическими объемами и видами работ и объемами и видами работ, предусмотренных проектно-сметной документацией.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Техсфера" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Техсфера" (ИНН: 7807241790), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 августа 2024 г. N РНП-78-1267/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024