Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - АМС Моздокского района) и индивидуального предпринимателя Б надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Б на действия Единой комиссии уполномоченного органа - АМС Моздокского района (далее - Единая комиссия АМС Моздокского района) и муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" далее - МКУ МО МГП "УГХ", Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0110300000824000093 на выполнение работ по содержанию и ремонту ливневых коллекторов и содержание обводных каналов (коллектор К-1.1) в Моздокском городском поселении в 2024 году (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
15 июля 2024 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Б на действия Единой комиссии АМС Моздокского района, а также муниципального заказчика - МКУ МО МГП "УГХ" при проведении Конкурса.
Из жалобы Заявителя следует, что им была подана заявка на участие в Конкурсе. По результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе решением Единой комиссии АМС Моздокского района заявке ИП Б, с идентификационным номером N2, по критерию оценки заявок "Квалификация участника закупки" было присвоено 0 баллов, вследствие чего Заявитель занял второе место.
При этом Заявитель считает, что причиной такой оценки явились противоречия и необъективность утвержденного Заказчиком Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Не согласившись с доводами жалобы АМС Моздокского района представила в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 21 июня 2024 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) АМС Моздокского района, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0110300000824000093 на выполнение работ по содержанию и ремонту ливневых коллекторов и содержание обводных каналов (коллектор К-1.1) в Моздокском городском поселении в 2024 году с начальной (максимальной) ценой контракта 3 066 452,50 (далее - Извещение), в том числе описание объекта анализируемой закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе, проект муниципального контракта, а также Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Извещением о проведении Конкурса установлены дата и время окончания срока подачи заявок - 08.07.2024 09:00 (МСК).
Также, частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе установлено, что рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Кроме того, согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку на основании получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
При этом, частью 12 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Однако, предметом жалобы ИП Бабатова Р.Р. является обжалование результатов оценки его заявки на участие в Конкурсе в соответствии с критерием оценки заявок, установленным пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, то есть критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Кроме того, указанная жалоба содержит доводы в отношении положений извещения о проведении Конкурса. При этом, в нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба подана в Северо-Осетинское УФАС России 15.07.2024, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
С учетом изложенного, жалоба ИП Бабатова Р.Р. на действия Единой комиссии АМС Моздокского района, а также муниципального заказчика - МКУ МО МГП "УГХ" при проведении Конкурса, рассмотрению не подлежит.
2. Вместе с тем, Комиссия приходит к следующим выводам:
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Также пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Подпунктом "а" 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения N2604 применяются детализирующие показатели.
Пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 Положения N2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 27 Положения N2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 Положения N2604, документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604, устанавливаются:
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 Положения N2604, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" пункта 27 Положения N2604:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
- договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
- иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
в) к оценке принимаются документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 27 Положения N2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Кроме того, пунктом 30 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения N2604, документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения N2604, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" пункта 30 Положения N2604:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Так, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса установлены такие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, показатели, а также детализирующие показатели, как:
- цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - "Квалификация участников закупки"), показатели:
наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для показателей критерия оценки заявок на участие в Конкурсе "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлены такие детализирующие показатели, как:
* наличие у участника конкурса следующей техники:
- трактор;
- бульдозер;
- др.спец.техника;
- 11 ед.;
* наличие у участника конкурса следующих штатных сотрудников:
- механик(и);
- водитель(ли);
- машинист(ы);
- тракторист(ы);
- мастер(а) по обслуживанию ливневой канализации.
- 9 чел.
При этом, в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе установлено, что для оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" по детализирующему показателю устанавливается перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
Перечень документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
- договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
- иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании).
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Однако, право собственности на объект недвижимого имущества не должно давать участникам анализируемой закупки преимущества при рассмотрении и оценке заявок на участие в Конкурсе, поскольку объектом закупки является выполнение работ по содержанию и ремонту ливневых коллекторов и содержание обводных каналов и наличие у участника закупки на праве собственности объектов недвижимого имущества никак не влияет на выполнение закупаемых работ, в связи с чем оцениваться не может.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о несоответствии Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе требованиям статьи 8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия должностного лица МКУ МО МГП "УГХ", выразившиеся в установлении порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе с нарушением требований статьи 8 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ИП Б на действия Единой комиссии АМС Моздокского района при проведении открытого конкурса в электронной форме N0110300000824000093 на выполнение работ по содержанию и ремонту ливневых коллекторов и содержание обводных каналов (коллектор К-1.1) в Моздокском городском поселении в 2024 году.
2. Признать МКУ МО МГП "УГХ" нарушившим требования статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу - АМС Моздокского района и муниципальному заказчику - МКУ МО МГП "УГХ" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА244-07/24 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица МКУ МО МГП "УГХ", виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 июля 2024 г. N А244-07/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024