Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченных представителей ГБУ "Малый бизнес Москвы": С.В. Коровницыну (доверенность N 84 от 29.12.2023), Е.А. Аникина (доверенность N 71 от 01.11.2023), Д.А. Пашкин (доверенность N 23 от 25.04.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "АЭРО-ЭКСПЕРТ": О.С. Попова (доверенность б/н от 01.10.2023), рассмотрев обращение ГБУ "Малый бизнес Москвы" о включении сведений об ООО "АЭРО-ЭКСПЕРТ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-35340 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУ "Малый бизнес Москвы" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "АЭРО-ЭКСПЕРТ" (далее - Исполнитель, Общество, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам закупки у единственного поставщика на поставку кондиционеров для нужд ГБУ "малый бизнес Москвы" (Контракт N 30-03/24 от 19.03.2024). 19.03.2024 между Заказчиком и ООО "АЭРО-ЭКСПЕРТ" заключен государственный контракт N 30-03/24 поставку кондиционеров для нужд ГБУ "малый бизнес Москвы" (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 03.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "АЭРО-ЭКСПЕРТ". существенных условий Контракта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе), ст. 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о контрактной системе особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику 2024-35340 3 (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение направлено Заказчиком 04.06.2024 в адрес ООО "АЭРО-ЭКСПЕРТ" заказным письмом посредством АО "Почта России".
Согласно сведениям с официального сайта АО "Почта России" решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта Исполнителем не получено, возвращено отправителю 11.07.2024.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта поставка товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные настоящим Контрактом и Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту): в течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта, монтаж в сроки согласованные с Заказчиком, но не позднее 20 (Двадцати) рабочих дней с даты заключения Контракта.
Согласно Спецификации в Приложение N2 к Контракту установлено наименование товара "Кондиционер настенный Haier HSU12HNF303/R2 -W/HSU12HUN203/R2".
В соответствии с п. 2.4 Технического задания в приложении N1 к Контракту установлено: "товар должен быть поставлен Заказчику в срок, указанный в Приложении 1 "Перечень объектов закупки" к настоящему Техническому заданию, в соответствии с Приложением 3 "Перечень поставляемого товара" к настоящему Техническому заданию. Поставка товара осуществляется:
- по заявкам Заказчика, составленным по форме, установленной Приложением 2 "Форма заявки" к настоящему Техническому заданию. Заявка направляется Поставщику посредством электронной почты не менее чем за 3 (три) рабочих дня до даты поставки товара, указанной в заявке. Поставка товара осуществляется Поставщиком в количестве и ассортименте, а также в сроки и по адресам, указанным Заказчиком в заявке. Поставщик в день получения заявки подтверждает с использованием электронной почты факт ее получения с последующим представлением подписанной заявки в составе комплекта отчетных документов в соответствии с пунктом 2.15 настоящего 2024-35340 4 Технического задания." Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком в соответствии с п. 2.4 Технического задания не направлялись заявки на поставку товара по Контратаку. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления данных факт подтвердил. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что поставка товара не осуществлена, в связи с чем были направлены письма от 23.04.2024 и 16.05.2024 о поставке товара в соответствии с условиями Контракта. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что 01.04.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо с просьбой согласовать замену кассетных кондиционеров Haier ABH140K1ERG/1U60IS2ERB, по причине того, что срок их поставки составляет от 4-х до 6-х месяцев, данная модель у представительства не является складской позицией и везется под заказ клиента, так же и запасные части на данную модель отсутствуют на складах в Российской Федерации и привозятся под заказ. Не дождавшись ответа Заказчика, 19.04.2024 Поставщик направляет письменный запрос Заказчику о наличии решения по согласованию замену указанных кондиционеров. 22.04.2024 Поставщик повторно направляет в адрес Заказчика письмо, где просит все таки произвести замену предусмотренных договором кондиционеров по причине того, что оборудовании по договору поставить не представляется возможным, потому что настенные кондиционеры согласно Техническому заданию были сняты с производства и не предназначены для поставки в Российскую Федерацию.
На основании чего Поставщик не сможет исполнить договор по независящим от него причинам. По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского 2024-35340 5 кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-35340 6
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ "Малый бизнес Москвы" во включении сведений в отношении ООО "АЭРО-ЭКСПЕРТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: С.Р. Гаришин Н.А. Гришина Исп.Алексеева А.С. 2024-35340
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 июля 2024 г. N 077/10/104-10015/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024