Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в составе: Никуйко И.Б. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления; Субботин А.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы; Ивченко Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы, осуществляя рассмотрение обращения дистанционно (посредством видеоконференц- связи), с участием: Хампиевой К.У. - представителя ООО "Монтажкомплект" на основании доверенности от 23.07.2024 б/н; Каленикова А.Н. - представителя Администрации городского поселения г. Палласовка на основании доверенности от 09.01.2024 б/н, рассмотрев обращение Администрации городского поселения г. Палласовка (далее - Заказчик) вх. N 7931/24 от 26.07.2024 о внесении в реестр недобросовестных поставщиков 2 (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений об участнике закупки - ООО "Монтажкомплект" (ИНН 3447021542, ул. Промысловая, д. 19а, Волгоград, 400057, далее - Общество) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки (номер извещения 0329200062223004311).
УСТАНОВИЛА:
01.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона "Приобретение жилых помещений для обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского поселения г.Палласовка" (номер извещения 0329200062223004311) Начальная (максимальная) цена контракта - 2 616 600,00 рублей. 16.06.2023 в ЕИС размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2023 NИЭА1", согласно которому электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения единственной заявки ООО "Монтажкомплект" на участие в закупке, комиссия по осуществлению закупок отклонила данную заявку. 28.06.2023 с ООО "Монтажкомплект" был заключен муниципальный контракт N 82 на приобретение жилых помещений для обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского поселения г.Палласовка (далее - Контракт). Цена контракта -2 616 600,00 рублей. 15.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в обоснование принятия которого указано следующее. "Согласно п. 5.1 Контракта, Исполнитель обязуется передать Заказчику жилое помещение, указанное в п. 2.1 Контракта, не позднее 01 декабря 2024 г. Данное условие контракта Исполнителем выполнено быть не может, так как на дату принятия решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее Решение), работы по строительству многоквартирного дома по ул. Мичурина 13 в г. Палласовка, в котором расположено предполагаемое жилое помещение, производятся с нарушением графика и в данное время остановлены Исполнителем. Заказчик, для принятия данного Решения заказал Заключение N 01/07/-2024-ТЗ о текущем состоянии объекта незавершенного строительства "Многоквартирный жилой дом по ул. Мичурина, 13 в г. Палласовка Волгоградской области" (далее Заключение).
Согласно выводов которого, учитывая общее отставание от графика выполнения работ и срока действия разрешения на строительство (до 22.02.2025 г.), необходимость исполнения строительных норм и правил, требований проекта, исполнение которых обеспечивает дальнейшую безопасную эксплуатацию объекта капитального строительства, завершить строительство объекта в 2024 году соблюдая указанные требования не представляется возможным. График выполнения работ не актуален и неисполним, земельный участок по адресу г. Палласовка ул. Мичурина, 13 фактически заброшен. Работы по строительству не осуществляются, техники и механизмов нет, рабочие отсутствуют.
Также Заключением проведена оценка возможности предложения на рынке недвижимости городского поселения г. Палласовка критериям, установленным программой "Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019-2025 годах" утвержденное Постановлением Администрации Волгоградской 3 области от 01.04.2019 N 141-п (далее Программа), и сделан вывод о том, что предложения на вторичном рынке жилья на территории городского поселения г. Палласовка, не отвечают критериям установленным рекомендуемым требованиям к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Реализация V этапа Программы в 2024 году предусматривается Соглашением N 24- ПС/2023 от 29.12.2022 г. заключенного между Комитетом строительства Волгоградской области и администрацией городского поселения г. Палласовка в связи, с которым необходимо обеспечить переселение граждан из многоквартирных домов, включенных в V этап Программы в срок до 31.12.2024 г. С Учетом текущего состояния строительства объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Мичурина 13 в г. Палласовка Волгоградской области, и имеющиеся предложения вторичного рынка жилья и их несоответствие рекомендуемым требованиям к жилью, строящемуся и приобретаемому в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 87/пр от 11.11.2021 г., осуществить расселение аварийных жилых домов расположенных по адресам:
г. Палласовка ул. Ушакова 9а и г. Палласовка ул. Ушакова 10а, в установленные в Соглашении N 24-ПС/2023 от 29.12.2022 г. сроки, не представляется возможным. Договор 19-ю от 24.03.2023 г. аренды земельного участка по адресу, г. Палласовка, ул. Мичурина 13, предназначенного для проведения строительства многоквартирного дома расторгнут по соглашению сторон 08.07.2024 г., в связи с обращением Исполнителя от 08.07.2024 г. в котором он подтвердил невозможность использования земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома и просил расторгнуть договор аренды. В связи с вышеизложенным на основании ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44- ФЗ, п. 11.3 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта".
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 11.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании п. 11.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. 4 Таким образом, право Заказчика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта предусмотрено положениями п. 11.2. 11.3 Контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 26.07.2024.
В соответствии с установленными требованиями 26.07.2024 Заказчиком указанная информация направлена в Волгоградское УФАС России. При рассмотрении обращения Комиссия учитывает следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику. Комиссией было установлено следующее. Частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом Из указанной нормы следует, что в решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик обязан обосновать принятие данного решения в соответствии с нормами, предусмотренными Гражданским законодательством. Заказчик в решении об одностороннем отказе ссылается на то, что ООО "Монтажкомплект" не представляется возможным завершить строительство объекта в 2024 году, земельный участок по адресу г. Палласовка ул. Мичурина, 13 фактически заброшен, работы по строительству не осуществляются, техники и механизмов нет, рабочие отсутствуют. Указанное Заказчиком обоснование принятого решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта соответствует положением ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Так, согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание к 5 сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Из содержания указанной нормы следует, что она регулируют правовые отношения, возникающие между сторонами при заключении договора подряда. Вместе с тем, предметом Контракта, заключённого между Заказчиком и ООО "Монтажкомплект" является приобретение жилых помещений для обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского поселения г.Палласовка.
Согласно п. 2.1 Контракта в рамках исполнения Контракта Исполнитель обязуется передать, а Заказчик обязуется принять в муниципальную собственность городского поселения г.Палласовка и оплатить в соответствии с условиями настоящего Контракта жилые помещения в количестве: 1 (одно) жилое помещение (квартира). В настоящем случае между Заказчиком и ООО "Монтажкомплект" заключен контракт на поставку товара для муниципальных нужд. В свою очередь правовые отношения, которые возникают между сторонами в случае заключения договора на поставку товаров, регулируются другими нормами ГК РФ, в частности ст. 523 ГК РФ, ст. 525 ГК РФ.
Так, согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров. Вместе с тем, согласно п. 5.1 Контракта Исполнитель обязуется передать Заказчику жилое помещение, указанное в п. 2.1 Контракта, не позднее 01 декабря 2024 г., в связи с чем на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, срок для поставки товара по Контракту не истек. При этом в решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта отсутствует указание на поставку ООО "Монтажкомплект" товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.
Таким образом, в решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта отсутствует указание на наличие обстоятельств, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации для данного вида правоотношений, и отсутствует указание на конкретные нормы, которые были применены Заказчиком в качестве основания для расторжения данного вида заключенного Контракта.
На основании изложенного, в силу положений пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссией не усматриваются правовые основания для включения информации об ООО "Монтажкомплект" в реестр недобросовестных поставщиков. Руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия, 6
РЕШИЛА:
Не включать информацию об ООО "Монтажкомплект" (ИНН 3447021542, ул. Промысловая, д. 19а, Волгоград, 400057) в реестр недобросовестных поставщиков. Председатель комиссии И.Б. Никуйко Члены комиссии: А.А. Субботин Н.И. Ивченко Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Исп.Субботин А.А. тел.8(8442) 24-22-64
2024-6512
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 1 августа 2024 г. N 034/10/104-1081/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024