Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2024 г.
Полный текст решения изготовлен 07 августа 2024 г.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
В отсутствие представителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области (далее - Заказчик);
В отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения обращения, Общества с ограниченной ответственностью "Бомок" (далее - ООО "Бомок", Общество);
рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 01 августа 2024 г. поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Бомок" допущены нарушения условий по контракту от 18 декабря 2023 г. N 35 на услуги по уборке помещений и прилегающих территорий для нужд Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "Бомок" не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также, документы, запрашиваемые в уведомлении N 038/896/24 от 01 августа 2024 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (ч. 4 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что 29 ноября 2023 г. на Официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 29.11.2023 N0134100014623000047" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 667 919 рублей 20 копеек.
07 декабря 2023 г. Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.12.2023 NИЭА1, согласно которому ООО "Бомок", признанно победителем, с ценовым предложением 584 429 руб. 20 коп. (снижение НМЦК на 12,5%).
18 декабря 2023 г. между Заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "В соответствии с Контрактом Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по уборке помещений и прилегающих территорий (далее - услуги), в соответствии с приложением N 1 к Контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях настоящего Контракта.".
Цена Контракта составляет 584 429 руб. 20 коп.
В силу пункта 3.1 Контракта "Места оказания услуг: в соответствии с Приложением N1 к Контракту "Спецификация на оказание услуг"".
Пунктом 3.2 Контракта установлено "Срок оказания услуг с 01 января 2024 года по 30 ноября 2024 года.".
В соответствии с пунктом 3.5. Контракта "Исполнитель обязан обеспечить присутствие Работников с необходимыми для бесперебойного оказания услуг расходными материалами (моющие средства, перчатки, одноразовые пакеты, тряпки для уборки пола и пыли с предметов мебели) и средствами (все моющее оборудование, спец. техника по необходимости) в местах оказания услуг в соответствии с периодичностью оказания услуг, предусмотренной Приложением N1 к Контракту.".
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу по условиям государственного контракта необходимо было оказывать услуги по уборки помещений с 01 января 2024 года по 30 ноября 2024 года по адресам, установленным в Приложении N1 к Контракту "Спецификация на оказание услуг".
Из представленных Заказчиком документов установлено, что в период с 01 июня 2024 г. по 12 июля 2024 г. исполнял обязательства по Контракту с нарушениями.
Заказчиком с использованием единой информационной системы 14 июня 2024 г. сформировано и размещено уведомление претензионной переписки. В претензии Заказчик предлагает ООО "Бомок" в срок до 21 июня 2024 г. принять меры по надлежащему оказанию услуг.
В период с 01 июня 2024 г. по 30 июня 2024 г. по месту дислокации объектов Заказчика (г. Иркутск, ул. Клары Цеткин, 9А, 4 этаж, г. Шелехов, ул. Орловских комсомольцев,3, г. Ангарск, 182 квартал, д.11, г. Слюдянка, ул. Кутелева,53) работы Обществом не оказывались.
В период с 01 июня 2024 г. по 20 июня 2024 г. по месту дислокации объекта Заказчика (г. Иркутск, ул. Фурье 2) работы Обществом не выполнялись.
В период с 01 июня 2024 г. по 30 июня 2024 г. по месту дислокации объектов Заказчика (г. Иркутск, ул. Российская, 17, г. Иркутск, ул. Марата, 4, г. Иркутск, ул. Жукова, 7, г. Иркутск, ул. Клары Цеткин, 9А, 1, 2, 3этажи) осуществлена надлежащим образом уборка помещений, однако, расходные материалы не предоставлялись.
В период с 20 июня 2024 г. по 30 июня 2024 г. услуга была оказана ООО "Бомок" по месту дислокации объекта Заказчика (г. Иркутск, ул. Фурье 2) осуществлена надлежащим образом уборка помещений, однако, расходные материалы не предоставлялись.
В период с 01 июня 2024 г. по 30 июня 2024 г. по месту дислокации объекта Заказчика (г. Иркутск, ул. Марата 4) уборка территории осуществлена надлежащим образом.
В том числе, запас расходных материалов необходимых для оказания услуг на срок не менее чем 5 (пять) рабочих дней, в нарушение п. 3.5.1. Контракта не был обеспечен.
Вышеуказанные нарушения условий Контракта Обществом подтверждаются предоставленной информацией от территориальных следственных отделов Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области (докладные записки от руководителей территориальных следственных отделов: NN ВХСО-2912-24 от 28 июня 2024 г., ВХСО-2911-24 от 28 июня 2024 г., ВХСО-2913-24 от 28 июня 2024 г., ВХСО-2914-24 от 28 июня 2024 г., ВХСО- 2915-24 от 28 июня 2024 г., ВХСО-2916-24 от 28 июня 2024 г., ВХСО-2606-24 от 26 июня 2024 г., ВХСО-2917-24 от 28 июня 2024 г.) и проведенной Заказчиком экспертизой оказанной услуги по результатам которой в заключении N1 от 05 июля 2024 г. было подтверждено нарушение условий Контракта со стороны ООО "Бомок".
По состоянию на 15 июля 2024 г. выявленные нарушения за период с 01 июня 2024 г. по 30 июня 2024 г. Исполнителем не устранены, что подтверждается информацией, предоставленной руководителями территориальных следственных отделов Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области (докладные записки от руководителей территориальных следственных отделов: NN ВХСО-2882-24 от 15 июля 2024 г., ВХСО-2910-24 от 15 июля 2024 г., ВХСО-2927-24 от 15 июля 2024 г., ВХСО- 2909-24 от 15 июля 2024 г., ВХСО-2908-24 от 15 июля 2024 г.) и проведенной Заказчиком экспертизой оказанной услуги по результатам которой в заключении N2 от 16 июля 2024 г. было подтверждено нарушение условий Контракта со стороны ООО "Бомок".
Общество явку представителя для дачи устных пояснений не обеспечило, документов, материалов, сведений, опровергающих доводы Заказчика о ненадлежащем исполнении обязательств, не представило.
В соответствии с информацией, представленной Заказчиком, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что по состоянию на 16 июля 2024 года ООО "Бомок" обязательства по Контракту не были исполнены. Таким образом, на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, сроки для его исполнения истекли, работы не исполнены, неоднократные требования Заказчика о выполнении обязательств по Контракту остались без удовлетворения.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена частью 9 Контракта.
В связи с тем, что Обществом нарушены условия исполнения обязательств по контракту 16 июля 2024 г. Заказчиком принято и размещено в Единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения Контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 29 июля 2024 г.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о недобросовестности Общества при исполнении им своих обязательств по контракту.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, вся информация об объекте охраны и условиях его охраны размещены в Единой информационной системе и доступны для ознакомления, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в неисполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также, по мнению Верховного суда РФ, под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих ООО "Бомок" исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Обществом не подтверждено, Комиссией не установлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Обществом не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Общества как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Бомок" проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предпринял всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий.
Действие ООО "Бомок", не исполнившего обязательства по Контракту, образует существенное нарушение условий Контракта, поскольку заказчик лишился того, на что рассчитывал при размещении закупки и заключении Контракта.
Более того, учитывая специфику объекта закупки и его социальную значимость, можно характеризовать поведение Общества как недобросовестное.
В связи с вышеизложенным, в действиях и бездействиях ООО "Бомок", усматривается недобросовестный и виновный характер, поскольку не обусловлено наличием обстоятельств непреодолимой силы, действиями третьих лиц или иными причинами, объективно препятствующими исполнению Обществу своих обязательств надлежащим образом.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "Бомок", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "Бомок" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Бомок" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Бомок" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Бомок" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 августа 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024