На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) Комиссией Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия)
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ОСФР по Краснодарскому краю, в отсутствие представителей ООО "Уч-Сфера" проведена внеплановая проверка в отношении Заказчика - ОСФР по Краснодарскому краю при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по обеспечению протезами кисти косметическими, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, протезами кисти рабочими, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, протезами предплечья косметическими, протезами плеча косметическими, протезами плеча активными (тяговыми), протезами плеча с микропроцессорным управлением, протезами предплечья активными (тяговыми), протезами предплечья с микропроцессорным управлением, протезами предплечья рабочими, протезами плеча рабочими." (извещение N 0218100003224000150) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России 23.07.2024 г. из прокуратуры Краснодарского края поступило обращение ООО "Уч-Сфера" (вх.27028-М/24 от 23.07.2024 г.) о наличии признаков нарушения Закона о контрактной системе: установленные Заказчиком характеристики соответствуют одному производителю.
Заказчиком по существу обращения предоставлены письменные пояснения. С доводами обращения не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ОСФР по Краснодарскому краю проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение работ по обеспечению протезами кисти косметическими, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, протезами кисти рабочими, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, протезами предплечья косметическими, протезами плеча косметическими, протезами плеча активными (тяговыми), протезами плеча с микропроцессорным управлением, протезами предплечья активными (тяговыми), протезами предплечья с микропроцессорным управлением, протезами предплечья рабочими, протезами плеча рабочими." (извещение N0218100003224000150).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 000 000,00 руб.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению , а также приложенному файлу " Приложение N1. Описание объекта закупки.xlsx." Заказчику требуются к поставке следующие товары:
- по позициям 1-2 "Протез кисти косметический, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти";
- по позиции 3 "Протез предплечья косметический";
- по позиции 4 "Протез плеча косметический";
- по позиции 5 "Протез плеча активный (тяговый)";
- по позиции 6 "Протез плеча с микропроцессорным управлением";
- по позиции 7 - "Протез предплечья активный (тяговый)";
- по позиции 8 - "Протез предплечья с микропроцессорным управлением";
- по позиции 9 - "Протез предплечья рабочий";
- по позиции 10 - "Протез плеча рабочий".
Указанные позиции содержат требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, в соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из Описания объекта закупки следует, что в связи с отсутствием необходимой позиции КТРУ в Описании объекта закупки, Заказчиком установлен код ОКПД 2 - 32.50.22.121 Аппараты верхних конечностей. Описание объекта закупки составлено с учетом пункта 7 Правил в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, указаны характеристики, отвечающие потребностям Заказчика.
Из смысла указанных норм ст.33 Закона о контрактной системе следует, что, если указанные требования к объекту закупки не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, такие требования не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
По результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на участие в закупке была подана 1 заявка ( N 116498124). Протоколом подведения итогов от 16.05.2024 NИЭОК1 определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе. Контракт заключается с ООО "МПРЦ "ОРТОПРОМ", заявка которого признана соответствующей требованиям, установленным Заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки.
Заявитель указывает, что совокупность характеристик Описания объекта закупки, соответствует единственному производителю. При этом, в доводах отсутствует указание на наименование производителя.
Заказчиком направлен запрос цен в адрес потенциальных поставщиков, согласно которому были получены коммерческие предложения, содержащие товары производителей, продукция которых соответствует Описанию объекта закупки: (ООО Специализированное протезно-ортопедическое предприятие "Волгомедпрот", ООО "Медицинский производственный реабилитационный центр "Ортопром", ООО "Центр восстановительной медицины").
Таким образом, существует как минимум три производителя производящих товар, соответствующий потребностям Заказчика и характеристикам, установленным в Описании объекта закупки.
При описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя. Заказчиком указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
При этом, Заявитель не предоставил доказательства указания характеристик, соответствующих конкретному производителю.
В связи с изложенным, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. В указанных действиях Заказчика - ОСФР по Краснодарскому краю нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе не подтверждено.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 августа 2024 г. N 023/06/33-3897/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024