Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
в отсутствие представителей ГБУЗ "Тбилисская ЦРБ" МЗ КК, в присутствии представителя ООО "Юркон" посредством интернет-видеоконференции, рассмотрев сведения, представленные ГБУЗ "Тбилисская ЦРБ" МЗ КК, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Юркон" по результатам проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в 2024 году." (извещение: N 0318300039824000107),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГБУЗ "Тбилисская ЦРБ" МЗ КК (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Юркон" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в 2024 году." (извещение: N 0318300039824000107).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2024 NИЭА1 ООО "Юркон" признано победителем закупки.
17.05.2024 между ГБУЗ "Тбилисская ЦРБ" МЗ КК и ООО "Юркон" заключен контракт на сумму 55 419,42 рублей.
23.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮРКОН";
- адрес: 460035, ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ОРЕНБУРГ, УЛ. НОВГОРОДСКАЯ, Д. 99;
- ИНН: 5612066367, КПП: 561201001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГБУЗ "Тбилисская ЦРБ" МЗ КК проводился электронный аукциона: "Оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в 2024 году." (извещение: N 0318300039824000107).
Начальная (максимальная) цена контракта - 199 640,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2024 NИЭА1 ООО "Юркон" признано победителем закупки.
17.05.2024 между ГБУЗ "Тбилисская ЦРБ" МЗ КК и ООО "Юркон" заключен контракт на сумму 55 419,42 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по проведению специальной оценки условий труда в ГБУЗ "Тбилисская ЦРБ" МЗ КК (далее соответственно - СОУТ, Услуги).
Требования к характеристикам и объему (содержанию) оказанных Услуг, а также иные условия оказания Услуг определяются техническим заданием на оказание Услуг, предусмотренным приложением N 1 к Контракту (код предмета Контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 71.20.19.130 услуги по оценке условий труда) (п.1.2 Контракта).
В силу п.1.5. Контракта сроки оказания Услуг:
начало оказания Услуг - с даты заключения Контракта;
окончание оказания Услуг - в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с момента заключения Контракта.
На основании п.1.7. Контракта срок сдачи Исполнителем отчета о проведении СОУТ и представления документов на оплату оказанных Услуг: в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней со дня заключения контракта.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "Юркон" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
17.05.2024 года между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Тбилисская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края и Обществом с ограниченной ответственностью "Юркон" (далее - Исполнитель) заключен контракт на N0318300039824000107 от
17.05.2024 г. (далее - контракт), по условиям которого Исполнитель обязался в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с момента заключения контракта оказать услуги по проведению специальной оценки условий труда, т.е. срок сдачи Исполнителем отчета о проведении СОУТ и представления документов на оплату оказанных Услуг 19.07.2024 г.
22.07.2024 года исх. N 1237 Исполнителю направлена претензия о неисполнении в срок условий контракта. В ответ от Исполнителя поступило письмо о невозможности исполнения контракта в срок, в связи с проверкой Росаккредитацией.
Согласно п. 9.1. контракта Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств в случаях, если их неисполнение либо ненадлежащее исполнение возникло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых. Сторона, у которой возникли обстоятельства непреодолимой силы, обязана в течение 3 рабочих дней с даты начала действия указанных обстоятельств известить об этом другую Сторону, представив документы, выданные компетентными органами, подтверждающие указанные обстоятельства и срок их действия.
Согласно п. 9.3. контракта не извещение или несвоевременное извещение другой Стороны, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по Контракту вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, влечет за собой утрату права для этой Стороны ссылаться на эти обстоятельства.
Согласно общедоступной информации размещенной на сайте Минтруд России, в отношении Исполнителя 08.07.2024 года принято решение о приостановлении деятельности организации в качестве организации, осуществляющей специальную оценку условий труда.
Таким образом, в случае приостановки лицензии у Исполнителя, Заказчик обязан расторгнуть контракт с таким Исполнителем на основании пп. ап. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), так как он не соответствует требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
Считаем, что расторжение контракта по соглашению сторон в данном случае не применимо, так как выше обозначенной нормой предусмотрена обязанность Заказчика расторгать контракт в одностороннем порядке.
Таким образом, Исполнитель своих обязательств по контракту не исполнил, тем самым нарушив условия контракта.
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п.10.2 Контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.07.2024 Заказчиком размещена информация в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Согласно пояснениям ООО "Юркон", 03.07.2024 г. Обществом получен Приказ Росаккредитации РФ о завершении процедуры подтверждения компетентности и временного приостановлении действия аккредитации. 08.07.2024 информация об этом также включена в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда Минтруда РФ. Информация по реестрам Росаккредитации РФ и Минтруда РФ находится в открытом доступе.
Срок исполнения Гражданско-правового договора N0318300039824000107 между ГБУЗ "Тбилисская ЦРБ" МЗ КК и ООО "Юркон" истек 19.07.2024 года.
В соответствии с п. 3.2 во исполнение условий данного Контракта нами 26.05.2024 г. запрошены документы (около пятнадцати пунктов, готовящиеся Заказчиком), необходимые для проведения СОУТ, которые должны быть предоставлены до начала проведения СОУТ.
В ответ 29.05.2024 г. получены только приказы, более документов не поступало.
Обществом приняты все возможные меры для возобновления деятельности в кратчайшие сроки.
Так, 06.08.2024 г. ООО "Юркон" получен Приказ Управления Росаккредитации по ПФО N ПФО/207-В о возобновлении действия аккредитации с 08.08.2024 г., что автоматически повлечет за собой возобновление деятельности и по СОУТ.
Риски неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств предусмотрены ч. 6 Контракта, кроме того, согласно ч. 12 Контракта все споры и разногласия, возникающие из настоящего Контракта между сторонами, должны были разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке, что предусматривает и взаимное соглашение сторон, поэтому прекращение сотрудничества путем одностороннего отказа считаю преждевременным. Вместо подготовки документов для проведения СОУТ в пределах его срока, от ГБУЗ "Тбилисская центральная районная больница" МЗ КК 22.07.2024 г. поступила претензия, на что Обществом было предложено подождать исполнения контракта с учетом применения мер неустойки: штраф, пеня, однако 23.07.2024 г. сразу последовало решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
ООО "Юркон" предприняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и порядка действующего законодательства РФ, регулирующего порядок исполнения государственного контракта, включая общение, как устное, так и письменное, виновного бездействия не допускало.
Факт намеренного уклонения от выполнения взятых на себя обязательств отсутствует, наоборот ООО "Юркон" гарантировало исполнение Договора после отмены временной приостановки аккредитации, осознавая значимость исполнения Контракта.
Заказчик на Комиссии отсутствовал, документов опровергающих обратного, представлено в материалы дела не было.
Согласно позиции ФАС России от 24.07.2024 г.: "Суды при разрешении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или об отказе во включении сведений в РНП руководствуются следующими критериями:
Оценка поведения сторон контракта требуются ответы на вопросы:
- Что выполнено/не выполнено сторонами в отношении предусмотренных контрактом обязанностей;
- Исполняли ли стороны обязанности по отношению друг к другу в сроки и в установленном порядке (предоставление ответов на запросы, передача документации, строительной площадки и пр.);
- Насколько стороны проявляли активное поведение и взаимодействие друг с другом в ходе исполнения контракта;
- Какие именно обстоятельства препятствовали надлежащему исполнению контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, не является безусловным основанием для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в настоящем случае установлено принятие мер, направленных на исполнение контракта.
Таким образом, применение к ООО "Юркон" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ГБУЗ "Тбилисская ЦРБ" МЗ КК в отношении ООО "ЮРКОН" (460035, ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ОРЕНБУРГ, УЛ. НОВГОРОДСКАЯ, Д. 99; ИНН: 5612066367, КПП: 561201001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 августа 2024 г. N РНП-23-583/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024